Требования национальных стандартов до введения технических регламентов. Чем отличается технический регламент от национального стандарта? Принципы технического регулирования

Структура технических регламентов

Требования национальных стандартов до введения технических регламентов. Чем отличается технический регламент от национального стандарта? Принципы технического регулирования

Технический регламент содержит следующий типовой состав разделов: 

  • область применения технического регламента и объекты технического регулирования;
  • основные понятия;
  • общие положения, касающиеся размещения продукции на рынке Российской Федерации;
  • требования к продукции;
  • применение стандартов (презумпция соответствия);
  • подтверждение соответствия;
  • государственный контроль (надзор);
  • заключительные и переходные положения;
  • приложения.

  Раздел “Область применения технического регламента и объекты технического регулирования”

В данном разделе устанавливается сфера действия технического регламента применительно к категориям объектов. Такими категориями являются: только продукция; продукция и отдельные процессы, связанные с ней; продукция и процессы, связанные со всеми стадиями ее жизненного цикла.

Выбор категории объектов в первую очередь определяется необходимостью защиты жизни и здоровья граждан, а также окружающей среды от возможных случаев причинения вреда. При включении в технический регламент различных категорий объектов предусматривается распределение ответственности между субъектами, осуществляющими деятельность на разных стадиях жизненного цикла продукции.

Область применения технического регламента на продукцию определяется посредством описания определяющих ее признаков и (или) приведением перечня продукции, на которую будут распространяться требования регламента.

Учитывая, что общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе Общероссийский классификатор продукции (ОКП), согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. № 677 «…используются в правовых актах …

для однозначной идентификации объектов правоотношений», целесообразно, чтобы технические регламенты по возможности содержали перечень объектов регулирования с соответствующими кодами ОКП.

В этом же разделе предусматриваются положения, касающиеся взаимосвязи разрабатываемого технического регламента с другими регламентами, область распространения которых может пересекаться с областью данного регламента.

Раздел «Основные понятия»

Раздел содержит определения тех понятий, которые важны для однозначного понимания положений технического регламента, в дополнение к понятиям, приведенным в стандарте ИСО/МЭК 17000:2004 «Оценка соответствия. Словарь и общие принципы» и в других документах.

Например, следует определить такие ключевые понятия, как «размещение продукции на рынке», «обращение», «продавец», «изготовитель». Последнее особенно важно для продукции иностранного производства.

При разработке понятийного аппарата используются термины и определения, установленные в международных и национальных стандартах, чтобы не создавать ситуацию, при которой придется техническую документацию разработчиков и производителей приводить в соответствие с новой терминологией.

Раздел “Общие положения, касающиеся размещения продукции на рынке Российской Федерации” 

В разделе указываются условия размещения продукции, входящей в область распространения технического регламента, на российском рынке.

В качестве основного условия устанавливается, что продукция должна соответствовать требованиям технического регламента, а также указываются способы доведения информации об этом до приобретателя и других заинтересованных сторон (указание о соответствии техническому регламенту в сопроводительной документации; маркирование знаком обращения на рынке продукции, для которой техническим регламентом предусмотрено проведение обязательного подтверждения соответствия). В этом же разделе при необходимости регламентируются особенности размещения продукции на рынке, в том числе для разных условий размещения (экспонирование на выставках; запасные части для продукции, находящейся в эксплуатации; продукция, произведенная для собственных нужд изготовителя и т.д.). Отражаются также вопросы наличия информации для пользователя продукции, позволяющей безопасно использовать ее по назначению.

Кроме того, в разделе рассматриваются вопросы, связанные с маркированием продукции знаком обращения на рынке с учетом того, что эта продукция может подпадать под действие других технических регламентов. Маркирование знаком обращения на рынке осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом.

Раздел «Требования к продукции»

Является одним из наиболее важных в техническом регламенте.

Учитывая, что требования безопасности, которые не включены в технические регламенты, не являются обязательными для исполнения и применения, необходимо, чтобы в техническом регламенте были полно и корректно определены все необходимые требования В данный раздел технического регламента включаются также положения, содержащие требования информации для пользователя продукции, включая маркирование, этикетирование, эксплуатационную документацию. Например, в эксплуатационной документации, кроме правил эксплуатации (применения) продукции по назначению, целесообразно предусматривать случаи ее возможного предсказуемого неправильного использования.

Раздел также должен быть дополнен положениями, устанавливающими требования безопасности продукции, связанные с разными стадиями ее жизненного цикла, если на этих стадиях проявляются специфические риски причинения вреда.

Раздел «Применение стандартов»

В разделе описываются условия применения национальных стандартов для случая задания общих требований к продукции в рамках реализации принципа презумпции соответствия.

Этот принцип заключается в том, что при установлении требований технического регламента не в количественной, а в качественной форме, их соблюдение может обеспечиваться выполнением конкретных требований национальных стандартов, гармонизированных с этим техническим регламентом или сводов правил.

Одновременно с проектом технического регламента разрабатывается перечень гармонизированных стандартов или сводов правил, предлагаемых для применения в целях соблюдения соответствующих требований технических регламентов.

Так же в разделе устанавливаются конкретные положения для случая, когда гармонизированные стандарты отсутствуют или изготовитель не желает их применять.

Например, может быть установлено, что требования, заявленные изготовителем в стандартах организации (технических условиях, или других документах, определяющих требования к продукции), обеспечивают соответствие продукции существенным требованиям технического регламента в случае положительных результатов анализа, который проводит специально уполномоченный для этих целей орган по сертификации.

Раздел «Подтверждение соответствия»

В данном разделе устанавливаются формы и схемы обязательного подтверждения соответствия, а также правила и процедуры подтверждения соответствия. В обоснованных случаях этот раздел может не включаться в состав технического регламента.

Основанием для такого решения может служить низкая степень потенциальной опасности продукции и ограниченный период ее применения, допускающие отсутствие «дорыночной» проверки без серьезных последствий, при условии регулярного проведения государственного контроля (надзора) на рынке.

Раздел «Государственный контроль (надзор)» 

Содержит положения, связанные с процедурами государственного контроля (надзора) за соответствием требованиям технического регламента и устанавливаются:

  • способы осуществления деятельности по государственному контролю (надзору) за соответствием продукции требованиям технического регламента;
  • действия по приведению несоответствующей продукции в соответствие с предписанными требованиями технического регламента;
  • санкции, применяемые в случае несоответствия продукции требованиям технического регламента, включая отзыв продукции с рынка.

В разделе так же определяются компетентные органы власти, ответственные за проведение государственного контроля (надзора) на рынке за продукцией, на которую распространяются требования технического регламента, за предельные сроки проведения проверок, за способы или действия, предпринимаемые органами государственного контроля (надзора) с целью защиты рынка. Описываются условия информирования органов надзора о нарушениях требований регламента и о случаях причинения вреда из-за этих нарушений.

Раздел «Заключительные и переходные положения»

Раздел содержит описание процедуры вступления в силу технического регламента, включая переходный период. Срок вступления в силу технического регламента должен определяется с учетом готовности соответствующего сектора рынка к новым условиям регулирования, определяемым данным регламентом.

Здесь же предусматриваются положения по приведению в соответствие техническому регламенту действующего законодательства.

В разделе устанавливаются сроки и особенности переходного периода.

Например, определяются сроки действия ранее выданных сертификатов соответствия, условия реализации продукции (задела), маркированной знаком соответствия в рамках систем сертификации, действовавших до вступления в силу данного технического регламента, и т.д.

Приложения

В случае, когда информация технического характера не может быть изложена в рамках принятых форм изложения законодательных актов, Технический регламент может иметь Приложения. В приложениях могут помещаться перечни, таблицы, графики, формы документов и т.д.

Для удобства восприятия основных правовых норм технического регламента в приложениях даются также техническое содержание требований к продукции и описание схем обязательного подтверждения соответствия с учетом того, что юридическая сила приложений и законодательного (нормативного правового) акта, к которому они относятся, одинакова.

Источник: https://info.metrologu.ru/spravochnik/standartizatsiya/tehnicheskoe-regulirovanie/struktura_teh_reglamentov.html

Технический регламент и стандарт: общее и различия

Требования национальных стандартов до введения технических регламентов. Чем отличается технический регламент от национального стандарта? Принципы технического регулирования

Стандартизации в России в наше время предполагает наличие разного уровня нормативных документов. Что такое технический регламент и стандарт: общее и различия мы и разберем в нашей статье.

Что такое стандарт и область его применения

Стандартом называется документ, который утверждает стандартизированный орган, содержащий общие правила для многократного применения, руководящие указания или характеристики для продуктов или связанных процессов с методами  производства. Он также может регламентировать терминологию, символы, требованиям, используемые для оформления и дизайна упаковки, маркировки. Так как их применяют к продуктам, методам, производственным процессам.

Стандарты бывают разных форм. Например, в виде определения терминов, спецификации дизайна и конструкции или детализации процедур. С помощью их можно делать измерения характеристик продуктов, процессов.

Стандарты для продуктов и процессов могут иметь несколько специфических функций:

  • содействие коммерческому общению;
  • распространение или передача технологии;
  • повышение продуктивности;
  • обеспечение физической и функциональной совместимости
  • улучшение управления любого процесса;
  • улучшение благосостояния общества;
  • взаимозаменяемость и совместимость;
  • безопасность, здоровье и защита окружающей среды

С помощью стандартизации обеспечивается основа для технических или торговых соглашений и технических регламентов.

Что такое технический регламент таможенного союза

Технический регламент Cоюза — документ, принятый Евразийской экономической комиссией и устанавливающий обязательные для применения и исполнения на территории Евразийского экономического союза требования к объектам технического регулирования.

Внутри него дается описание характеристикам продукта или связанных с ним методов и производственных процессов. Сюда входят используемые административные положения, соблюдать которые обязательно.

Он также может включать или иметь дело исключительно с терминологией, символами и требованиями к упаковке, маркировке или маркировке, поскольку они применяются к продукту, процессу или методу производства.

Стандарт и технический регламент отличаются строгостью соблюдения. Соответствие стандартам добровольное дело, технический регламент документ обязательный. У них разное назначение для международной торговли.  Когда импортируемые товары не имеют соответствия требованиям, указанным в техническом регламенте, его нельзя  продать.

  В случае стандартов, несоответствующие товары для импорта будут допущены на рынок. Однако тогда их часть в пределах рынка может быть затронута, если потребители предпочтут товары, которые соответствуют местным стандартам, таким как стандарты качества или цвета для текстиля и одежды.

В этом случае продавцу требуется получить добровольный сертификат, который доказывает соблюдение требований стандартов.

Соглашения между странами предусматривают, что технические регламенты не должны создавать ненужных препятствий для международной торговли.

Потому они не должны быть более ограничивающими торговлю, чем это необходимо для достижения законной цели, принимая во внимание риски, которые могут привести к их невыполнению.

Это подтверждается имеющейся научной и технической информацией, технологией обработки или предполагаемым конечным использованием продукции.

По отношению к техническому регламенту,импортируемому товару. должен быть предоставлен не менее благоприятный режим, чем к аналогичным товарам с национальным происхождением и аналогичными товарами из разных иных стран.

Международные стандарты должны использоваться в качестве основы для подготовки технических регламентов. Исключаются случаи, когда они не соответствуют законным интересам, например, из-за фундаментальных климатических или географических факторов или фундаментальных технологических проблем.

Следует отметить, что соблюдение требований технических регламентов доказывает декларация таможенного союза.

Для правительства избегание ненужных препятствий для торговли означает, что когда оно готовит технический регламент для достижения определенной цели, будь то защита здоровья людей, безопасность, окружающая среда этот регламент не должен ограничивать торговлю, но и регламентировать нормы безопасности.

Напоминаем, что если вам необходимо оформить сертификат деловой репутации или получить сертификат РПО (ГОСТ РПО 2016:2018) звоните по номеру 8 800 505 62 07, звонок по России бесплатный.

Источник: https://sltiu.ru/tehnicheskij-reglament-i-standart-obshhee-i-razlichiya/

Чем отличается технический регламент от национального стандарта?

Требования национальных стандартов до введения технических регламентов. Чем отличается технический регламент от национального стандарта? Принципы технического регулирования

Государственный общесоюзный стандарт — такую расшифровку имеет аббревиатура ГОСТ. Основная часть ГОСТов России пришла в качестве наследства  из Советского Союза, где в 1968 была  создана государственная система стандартизации (ГСС). Впервые в мире. Она состояла из  следующих видов стандартов:

  • стандарт предприятия — СТП;
  • республиканский стандарт — РСТ;
  • отраслевой стандарт — ОСТ;
  • государственный стандарт Союза ССР – ГОСТ.

За годы функционирования  ГСС  было разработано и утверждено множественное количество ГОСТов.

В связи с переходом к рыночной экономике и все большим взаимным проникновением товаров на международные рынки, а импортных товаров на российские просторы происходит гармонизация международных требований стандартов и российских нормативных документов.

Так в России начали появляться серии национальных  стандартов типа ГОСТ ИСО 14001 или ГОСТ ИСО 9001, разработанные на основе межнациональных стандартов, но которые учитывают российскую специфику.

В общем и в целом российские стандарты содержат конкретные требования к конкретной продукции в том или ином аспекте. Они могут относиться как к качественным характеристикам самой продукции, так и к требованиям производства или контроля качества готовой продукции, а также содержать требования к оформлению документации.

В Советском Союзе и в Российской Федерации ГОСТы являлись обязательными для исполнения всеми участниками хозяйственной деятельности: начиная с производителя и заканчивая потребителя продукции.

Так было до вступления в действие ФЗ № 184 «О техническом регулировании», который ввел в 2002 году в качестве обязательного для  исполнения нормативного документа Технический регламент.

В то же время ГОСТы  и другие стандарты были объявлены в качестве рекомендуемых для применения нормативных документов.

Узнать подробнее

Технические регламенты РФ

Являются нормативно-правовыми документами. А также они являются средством технического регулирования, на основе которых определяются требования к продукции, обязательные для исполнения. В качестве подтверждения исполнения Технических регламентов необходимо оформить в органе сертификации соответствующий документ подтверждения соответствия.

Отличаются Технические регламенты от ГОСТов, в первую очередь, тем, что включают лишь набор основных определенных требований, относящихся к безопасности продукции.

Конкретность требований ГОСТов при развитии новых продуктов и новых технологий играло регрессивную роль, т.к. производитель обязан был уместить качества нового товара в требуемые стандартом рамки.

  В этом плане многие критики считают стандарты тормозом в принятии  новейших технологических решений.

Каждый вид продукции подлежит регулированию множественных государственных стандартов. Назначение Технического регламента заключается в том, чтобы объединить все эти множественные требования в одном документе и в наиболее обобщенном виде.

Происходит, как правило, разработка очередных Технических регламентов на основе национальных стандартов, которые берутся за основу, а также могут быть использованы частично или целиком. Если международные стандарты признаны эффективными для России, то они также могут быть адаптированы к российским условиям.

Разработчиком Технического регламента может являться любое лицо, но проект подлежит обязательной открытой публикации и общему обсуждению. После внесения всех корректировок проект может быть допущен до рассмотрения Технического регламента федеральным органом, который имеет право выносить его на рассмотрение в Государственную думу после положительного заключения экспертизы законопроекта.

Утвердить Технический регламент может только Президент РФ или Постановление Правительства России.

Разрабатываемые в РФ Технические регламенты включают ссылки на действующие стандарты. Более того, для каждого Технического регламента разрабатывается и утверждается Правительством РФ список нормативных документов, исполнение которых приведет производителя и к исполнению (безусловному) требований самого Технического регламента. По-прежнему российские стандарты содержат конкретные требования.

В соответствии с требованием ФЗ № 184 кроме общих требований безопасности продукции Технические регламенты должны содержать способы, методы и прядок подтверждения соответствия данным требованиям. (В этом еще одно главное отличие Технического регламента от национального стандарта).

Введение нового Технического регламента ведет к обязательной корректировке законодательных документов, связанных с техническим регулированием. Т.к.

введение обязательности оценки соответствия требованиям Технического регламента позволяет исключить конкретные виды продукции из перечней, которые подлежат оценке соответствия на исполнение национальных стандартов. Т.е.

  отменяется обязательность сертификата соответствия или декларации о соответствии в системе ГОСТ Р и вводится обязательность оформления документов соответствия на исполнение требований данного Технического регламента.

Технические регламенты Таможенного Союза

Придут на смену Техническим регламентам РФ и российским стандартам, начиная с февраля 2012 года, когда начнет действовать первый Технический регламент ТС (о безопасности пиротехнических изделий).

В график разработки этих документов, утвержденный в 2011 году, включены 47 первоочередных Технических регламента Таможенного Союза .

  К концу 2011 года было утверждено 7 Технических регламента ТС, которые имеют различные сроки вступления их в действие.

технический регламент

Источник: http://turbotest.ru/texnicheskij-reglament-nacionalniy-standart/

Стандартизация способствует соблюдению требований технических регламентов

Требования национальных стандартов до введения технических регламентов. Чем отличается технический регламент от национального стандарта? Принципы технического регулирования

Первым российским законом о стандартизации был ФЗ № 5154-1 «О стандартизации» (от 10 июня 1993 года), который отменен с вводом в жизнь ФЗ № 184 «О техническом регулировании».

ФЗ № 184 объединил в одном документе вопросы стандартизации и сертификации продукции. Что вполне логично, т.к.

система стандартизации формулирует требования к объекту, а система сертификации устанавливает требования, по исполнению которых можно судить о несоответствии или соответствии объекта утвержденным стандартизацией требованиям.

Причем стандартизация и сертификация имеют общие цели. Стандарты, как и оценка соответствия продукции, осуществляются для:

  • снижения рисков безопасности имущества государства, муниципалитетов, юридических и физических лиц с учетом возможности возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера,
  • повышения безопасности здоровья и жизни граждан РФ,
  • повышения экологической безопасности.

Но стандартизация имеет и цели, присущие только данному направлению деятельности, а именно:

  • содействие соблюдению требований технических регламентов;
  • обеспечение качества и конкурентоспособности продукции (работ, услуг);
  • обеспечение единства измерений, взаимозаменяемости технических средств;
  • соблюдение и создание совместимости и сопоставимости результатов испытаний и исследований;
  • содействие проведению работ по унификации;
  • создание систем классификации и кодирования самой различной направленности;
  • разработка и внедрение систем поиска и передачи данных и другие цели.

В соответствии со статьей 14 ФЗ № 184 стандартизацией занимается национальный орган РФ, который назначается Правительством. Данная функция возложена на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, которое ранее называлось Госстандартом, а с июня 2010 года – Росстандартом. Данная структура подчиняется Министерству промышленности и торговли Российской Федерации.

Для организации государственной работы по стандартизации в той или иной сфере деятельности создаются технические комитеты. Число их значительно, но, например, существуют такие технические комитеты как по общероссийским классификаторам, по информационным технологиям, по электромагнитной совместимости технических средств, по кинематографии, по судостроению и т.д.

Технические комитеты функционируют на основе Положений о конкретной структуре. Заседания их открыты для доступа публики. Сами комитеты состоят из представителей власти, научных учреждений, общественных и саморегулируемых организаций, бизнеса.

ФЗ № 184 признает законное право разработки, утверждения и хождения на территории России следующих документов в области стандартизации:

  • общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации;
  • национальных стандартов;
  • международных стандартов (а также их официально заверенных их  русских переводов) и других существующих международных документов или документов иностранных государств, относящихся к сфере стандартизации,  если они прошли официальную регистрацию в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов (этот пункт закона введен в действие только с 2010 года);
  • правил, норм и рекомендаций в области стандартизации;
  • стандартов предприятий и организаций;
  • сводов правил. Здесь закон понимает документ в области стандартизации, применяемый на добровольной основе, цель которого — соблюдение требований технических регламентов.

Национальные стандарты

Разрабатываются  национальные стандарты в рамках системы стандартизации в порядке, который определил ФЗ № 184. Утверждается национальный стандарт российским  органом по стандартизации. Он должен соответствовать рекомендациям, нормам, правилам стандартизации, существующим в сфере применения разрабатываемого национального стандарта.

Применяется национальный стандарт на всей территории Российской Федерации на добровольной основе, как к российской продукции, так и к зарубежной, если она предназначена для выпуска на российский рынок. Знак соответствия национальному стандарту подтверждает исполнение продукцией требований национального стандарта.

Принимать участие в стандартизации может любой гражданин, т.к. инициатором разработки национального стандарта может быть любое лицо. Создание нового национального стандарта согласовывается с федеральными структурами.

Об опубликовании проекта национального стандарта для публичного обсуждения заинтересованными сторонами извещается в средствах массовой информации.  В ходе обсуждения проекта, разработчик вносит коррективы. А все полученные к проекту замечания сохраняет в письменном виде.

Срок публичного обсуждения национального стандарта не может быть менее 2 месяцев.

По окончании публичного обсуждения проект национального стандарта вместе со всеми письменными замечаниями передается в национальный комитет по стандартизации в указанной области, который организует проведение экспертизы проекта. Только на основе профессиональной экспертизы проекта национального стандарта комитет может сделать вывод  о принятии или отклонении данного проекта.

Если в конкретной области применительно к техническому регламенту  не существует национального стандарта, то комитет имеет право принять меры к разработке и утверждению свода правил по исполнению требований данного технического регламента в рамках существующих требований стандартизации.

Национальный орган по стандартизации перед вступлением в силу технического регламента, опубликовывает перечень документов стандартизации в области технического регламента, исполнение которых на добровольной основе способствует соблюдению требований данного технического регламента. Национальные стандарты и своды правил могут содержать, в том числе, требования, которые содержат технические регламенты.

Национальная стандартизация предусматривает анализ и пересмотр таких документов один раз в пять лет.

Международные стандарты

Международные стандарты способствуют упрощению торговли между странами, предоставляя  иностранным покупателям единые с производителем механизмы оценки безопасности и  качества продукции.

В некоторых случаях  стандарты могут препятствовать активному товарообороту между странами,  если стандарты стран не имеют единых эквивалентов и сильно разнятся.

Регулирующие органы страны импортера зачастую требуют наличия испытаний продукта, проведенных в своей стране, для подтверждения безопасности товара в соответствии с действующими законами государства-потребителя продукции.

Международные стандарты являются согласием в сфере стандартизации на международном уровне. Гармонизация стандартов способствует  устранению барьеров между национальными стандартами, позволяет    разработать междунациональные руководства для подтверждения соответствия этим международным стандартам.

Гармонизация осуществляется  во всех секторах технологии и промышленности и ведётся международными организациями стандартизации. Такие центры включают  представителей всех стран и способствуют сделать этот процесс прозрачным.

Международные стандарты, относящиеся к  продукции, разрабатывают такие организации:

  • МЭК — Международная электротехническая комиссия;
  • ИСО — Международная организация по стандартизации;
  • ITU — Международный телекоммуникационный союз. Он имеет другое название — Международный союз электросвязи — МСЭ;
  • OIML — Международная организация законодательной метрологии;
  • Комиссия «Кодекс Алиментариус» и многие другие.

Основным международным стандартом является стандарт ИСО. С ним государства согласуют многие  национальные и ведомственные стандарты. Международная организация по стандартизации ISO ставит целью способствовать развитию стандартизации в мире для обеспечения международного обмена услугами и товарами.

Наряду с ИСО международными стандартами часто называют  национальные стандарты таких стран, как США (международный стандарт ANSI) или  Германия (международный стандарт DIN), т.к. они приняты как национальные стандарты во множестве стран.

Источник: http://rotest.ru/standartizaciya-i-tekhnicheskie-reglamenty/

В юриста
Добавить комментарий