Понятие и общая характеристика судебной системы РФ, ее структура. Суды федеральные и суды субъектов РФ
Cудебная система – совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.
Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118 которой, в частности, сказано:
“1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом…
Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается”.
Для уяснения сложившейся к настоящему времени судебной системы важное значение имеют также положения ст. 125-127 Конституции РФ. Они четко определяют место, занимаемое высшими судами в судебной системе в целом, а вместе с этим и место всех других подчиненных им судов.
В ст. 125 определен статус Конституционного Суда РФ и сформулированы его задачи и цели как судебного органа, призванного контролировать конституционность законов и иных правовых актов. Этот суд занимает особое место.
Ему напрямую не подчиняются никакие суды, в том числе конституционные (уставные) суды субъектов РФ, хотя его решения могут иметь существенное значение для всех судов страны и тем самым влиять в целом на судебную практику, а равно практику других правоохранительных органов.
Что касается Верховного Суда РФ, о котором говорится в ст. 126 Конституции Российской Федерации, то ему отведено несколько иное место. У него есть свои подсистемы судов. В отношении судов, входящих в соответствующие подсистемы, он осуществляет судебный надзор за их деятельностью и даёт им разъяснения по вопросам судебной практики.
Структура судебной системы
Структура судебной системы в целом определяется предписаниями не только Конституции РФ, но и Закона о судебной системе, а также ряда других законодательных актов:
- Закона о судоустройстве;
- Закона об арбитражных судах;
- Закона о военных судах;
- Закона о мировых судьях.
Подсистемы (блоки) федеральных судов:
- Конституционный Суд РФ;
- Верховный Суд РФ и суды, в отношении которых он осуществляет судебный надзор:
- федеральные суды общей юрисдикции;
- федеральные арбитражные суды.
Конституционный Суд РФ занимает обособленное положение среди федеральных судов. По сказанному в ст. 125 Конституции РФ видно, что у этого суда свои специфические задачи и что он не осуществляет надзора ни за какими федеральными судебными органами. Он также не надзирает ни в коей мере за конституционными (уставными) судами субъектов РФ.
В ведение судов судов общей юрисдикции (ст. 126 Конституции РФ) передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разрешаемых в судебном порядке. Часто их называют “гражданскими”, “гражданскими (общими) ” или “общими (гражданскими)” судами.
Особую ветвь судов общей юрисдикции образуют военные суды. Их не относят к числу гражданских (общих) судов, поскольку они “осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба” (см. ч. 1 ст. 22 Закона о судебной системе). Эти специализированные суды состоят из:
- гарнизонных военных судов;
- окружных (флотских) военных судов;
- Военной коллегии — одного из основных подразделений Верховного Суда РФ.
Конституция РФ и иное действующее законодательство допускают возможность образования в системе судов общей юрисдикции и иных специализированных судов. Но вопрос о создании конкретных судов такого рода (например, административных судов, судов но делам несовершеннолетних, судов по трудовым делам) пока что только обсуждается без каких-то реальных последствий.
Из приведенных конституционных положений и положений названных законодательных актов можно сделать следующий вывод:
- Правосудие должно осуществляться только судебными органами, уполномоченными на это. На них же возлагается выполнение иных полномочий, образующих судебную власть. Другие государственные органы или негосударственные образования — даже те, в наименовании которых присутствуют слова “суд” или “судебный” (например, третейский суд, Международный коммерческий арбитражный суд, Экономический суд СНГ, Судебный департамент при Верховном Суде PФ, суд чести, товарищеский суд) — не относятся к числу органов судебной власти, реализующих полномочия судебной власти (правосудие, конституционный контроль, обеспечение исполнения судебных и других решений и т. д.). Они не являются и не могут быть составной частью судебной системы, в частности, потому, что это противоречило бы ч. 2 ст. 4 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации”, где сказано, что “в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации”.
Суды федеральные и суды субъектов РФ
Суды в Российской Федерации подразделяются на два вида:
- Конституционный Суд Российской Федерации;
- Верховный Суд Российской Федерации;
- кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
- арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
суды субъектов Российской Федерации;
- конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации,
- мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
Вся судебная система Российской Федерации — единое целое. По этому поводу в ст. 3 Закона о судебной системе сказано следующее:
“Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:
- установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;
- соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
- применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
- признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
- законодательного закрепления единства статуса судей;
- финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета”.
Для обеспечения единства судебной системы принципиальное значение имеет порядок создания и упразднения конкретных судов. В соответствии со ст.
17 Закона о судебной системе этот порядок предполагает, что создание и упразднение судов должно происходить не произвольно, по усмотрению местных или каких-то иных государственных органов или должностных лиц, а путем принятия федеральных законов или законов субъектов РФ:
- высшие судебные органы (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ), созданные на основании предписаний Конституции РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в нее;
- другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральными законами;
- суды субъектов РФ (конституционные (уставные) суды субъектов РФ и должности мировых судей) создаются и упраздняются с соблюдением требований федеральных законов и законов соответствующих субъектов РФ.
Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-i-obschaya-charakteristika-sudebnoy-sistemi-rf-ee-struktura-sudi-federalnie-i-sudi-subektov-rf
Судебная система РФ: классификация судов и требования к судьям
Судебную систему РФ образует совокупность судов по всей стране, которые призваны поддерживать правопорядок. Принципы своей деятельности судебные органы черпают из Конституции РФ.
Правомерность действий судов определяет ФЗ «О судебной системе Российской Федерации».
- Конституционный суд
- Верховный суд
- Арбитражные суды
- Высший арбитражный суд (ВАС)
- Федеральный арбитражный и апелляционный суды
- Третейский суд
- Мировые судья
- Военные суды
- Принципы судебной системы
- Судьи
Классификация
Судебная система РФ (нажмите для увеличения)
Это разделение судов носит территориальный характер. Власть строиться по принципу пирамиды.
Большей компетенцией наделен высший аппарат управления (федеральные суды). Ему подчиняются и имеют меньше полномочий суды области, района, города.
Разделение можно провести и по функциональным особенностям на:
- федеральные суды (общей юрисдикции);
- конституционный суд.
Конституционный суд
Дорогие читатели!
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов,но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать,
как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам:
8 (499) 703-51-45 — Москва
8 (812) 309-51-95 — Санкт-Петербург
8 (800) 333-45-16 (доб. 604) — Россия (общий)
или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта!
Все консультации у юристов бесплатны.
Такая классификация отличается тем, что отделяет судопроизводство конституции от дел общей юрисдикции.
Этот суд контролирует насколько соответствуют конституции:
- международные контракты и государственные договоры;
- принципы конституций республик и уставы;
- ФЗ, нормативные акты правительства;
- нормативные акты субъектов РФ и законы.
В федеральном конституционном законе прописаны разрешенные действия КС. Компетенция упраздняется лишь внесением исправлений в конституцию. Уставный (конституционный) суд субъектов распространяет свою власть в границах субъекта РФ. Проверяет соответствие местных законодательных документов конституции РФ.
Верховный суд
Гражданские отношения, административные проступки, уголовные правонарушения курирует ВС Российской Федерации.
Будучи высшим звеном в системе, рассматривает дела уже прошедшие нижестоящие областные, городские и другие суды. Обычно это происходит с целью надзора за деятельностью судов субъектов.
Однако, ВС может вести дела из разряда общей юрисдикции, если они касаются деятельности:
- Высшей экзаменационной комиссии.
- ЦИК РФ.
- Высшей квалификационной коллегии судей.
- СМИ.
- Политических партий.
- Общественных объединений.
Также в его юрисдикции оспаривание ненормативных и нормативных актов. Помимо этого решает экономические разногласия органов субъектов РФ с органами федерального значения.
Обратите внимание: существует три инстанции, отличающиеся друг от друга видом деятельности.
- Первая инстанция курирует дела по факту совершенного правонарушения.
- Кассационная (вторая) инстанция ведет деятельность по контролю за правомерностью выдвинутых обвинений инстанций первого суда.
- Надзорная инстанция допустима при пересмотрении дел в исключительных случаях.
Одно дело может одновременно рассматриваться как в первой, так и в высших инстанциях.
Высший арбитражный суд (ВАС)
Регулирует споры в экономических отношениях между юр. лицами и индивидуальными предпринимателями, федеральными единицами и субъектами РФ.
Так как состоит в высшем звене, контролирует деятельность подвластных судов субъектов. В компетентность ВАС входят:
- Отстаивание интересов граждан, занимающихся деятельностью предпринимателя.
- Восстановление прав организаций и граждан, ведущих экономическую деятельность.
- Защита от возможных посягательств на экономические права граждан.
- Регулирование экономических процессов.
Рассматривает экономические разногласия административного характера и гражданского. К гражданским экономическим спорам относятся:
- о разногласиях по заключенному договору;
- об изменении пунктов договора или его расторжении;
- о несоблюдении обязанностей сторон;
- о решении присвоения права на собственность;
- об имущественных разногласиях.
Административные споры:
- оспаривание нормативных актов в отношении предпринимателя;
- административные правонарушения со стороны ИП или Юр. Лица;
- о взыскании задолжностей, штрафных санкций, налогов с организации, ведущей экономическую деятельность.
Также арбитраж занимается обанкротившимися и несостоятельными организациями.
Федеральный арбитражный и апелляционный суды
Ведет экономические дела, прошедшие низшие инстанции без нужного результата.
Здесь рассматриваются новые возникшие обстоятельства.
Верховенствует над федеральным апелляционным судом и арбитражем субъектов РФ.
Разбирает дела вторично в случае возникновения разногласий по делу.
Это происходит при несогласии одной из сторон с принятым в арбитражном федеральном или региональном суде решением.
Тогда подается заявление о пересмотрении дела. С помощью дополнительных сведений, не известных ранее суду, дело может принять другой исход.
Третейский суд
Коммерческая организация на базе арбитражного суда, решающая хозяйственные разногласия гражданских и юридических лиц, юридических лиц между собой.
Стороны, решившие прибегнуть к помощи третейского судьи, подписывают соглашение о передачи дела в данную инстанцию. Предприниматели обращаются в эту организацию для более быстрого разрешения возникшего спора, к тому же стороны сами выбирают проверенного судью, которому доверяют.
Третейские суды бывают:
- созванные сторонами для разрешения частного случая;
- образованные на постоянной основе для решения любых конфликтов, возникших между двумя экономическими субъектами.
Несмотря на коммерческую основу, третейский суд вправе разбирать любые дела:
- гражданские;
- экономические споры;
- принимать по поводу урегулирования конфликта решения.
В случае несогласия одной стороны с вынесенным постановлением, дело переходит в арбитражны суд по месту расположения третейского суда.
Мировые судья
Ближе всего к народу. Занимается регулированием общественных отношений.
Обычно дела в первую очередь проходят именно эту инстанцию. Мировой судья относится к судам районов и городов, стоящие в начале судебной системы.
Законодательный орган конкретного субъекта РФ назначает мирового судью на пост, либо его выбирают путем местного ания.
К кандидату выставляются следующие требования:
- Диплом о высшем юридическом образовании.
- Возраст не менее 25 лет.
- Стаж 5 и более лет.
- Не ведет депутатскую деятельность.
- Не зарегистрирован как ИП.
Судья может занимать пост 5 лет. По окончанию срока службы он вправе подать повторную заявку. Исполнять судебную службу можно не более 70 лет. В период службы судья разбирает дела:
- Уголовные, с наказанием не более трех лет заключения.
- О разводе, если стороны не имеют разногласий по поводу того с кем останутся дети.
- О разделе имущества, совместно приобретенного в браке.
- Другие дела о семейных разногласиях (кроме дел, касающихся родительских прав).
- Об отношениях между работодателем и работником.
- Об имущественных отношения между гражданами РФ.
Военные суды
Отдельный слой в судебной сфере, т.к. курирует дела только в военной сфере. Носит территориальный характер, образуется в местах локации армии.
Военная коллегия служит здесь высшим органом. Суды военных округов и групп войск образуют среднее звено. Регулирует отношения Вооруженных сил РФ, а именно:
- Защищает права и свободы военнослужащих, подвергшихся неправомерным действиям со стороны военных начальников.
- Уголовные преступления, содеянные военнослужащими.
- Административные в отношении военнослужащих дела.
- Дела о возмещении нарушенных прав.
- Обжалование увольнений с военной должности, в случае неправомерности принятого решения.
- Дисциплинарные проступки.
Принципы судебной системы
В России правосудие возможно благодаря общим принципам ведения судебных дел. К ним относятся принципы:
- легитимности;
- неделимости;
- независимости;
- презумпции невиновности;
- открытости судопроизводства;
- равенство каждого перед законом (судом);
- исполнения правосудия только судом;
- состязательности;
- соблюдения прав и свобод;
- обязательности принятых решений.
Судьи
Судья — должностное лицо, выполняющее правосудие от лица государства. Деятельность судей в России регламентируется конституцией. Судья ни от кого не зависит, выносит решения только в согласии с законом.
От претендента на пост судьи требуется:
- Гражданство Российской Федерации.
- Не должен быть замечен в нарушении закона, иметь уголовных проступков.
- Не допускается к должности иностранный гражданин, либо гражданин РФ с видом на жительство заграницей.
- Должен быть дееспособным.
- Не должен быть замечен в клиниках, осуществляющих лечение наркоманов, алкоголиков, психических расстройств.
Возраст и опыт также являются неотъемлемым критерием на роль судьи. Судьей не может стать человек младше 25 лет. Минимальный опыт работы юристом 5 лет для получения поста судьи субъектов РФ.
Полезно знать: для занятия самой высокой должности судьи Конституционного суда нужно проработать в юриспруденции 15 лет и быть не младше 40 лет.
Отбирают претендента на пост судьи конкурсным путем. Для этого будущий судья обращается с заявлением присвоить ему соответствующую должности квалификацию в экзаменационную комиссию. Важно наличие юридического диплома, необходимого опыта, достижения удовлетворяющего возраста.
При соответствии всем требованиям, к заявлению прилагается перечень необходимых документов. Экзаменационная комиссия не может препятствовать в прохождении экзамена, если все правила соблюдены. Когда экзамен пройдет с положительным результатом, кандидат может подать заявление в квалификационную комиссию для рекомендации его к должности.
Таким образом, судебная система РФ имеет четкую классификацию по функциональным обязанностям. Каждое дело рассматривается по специальности и в пределах компетенции суда. Любой гражданин России может получить необходимую помощь в гражданских, семейных, административных отношениях.
О судебной системе РФ смотрите следующее видео:
Внимание!
В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует – напишите вопрос в форме ниже:
Источник: https://pravovik.guru/sudoproizvodstvo/sudebnaya-sistema-rf.html