Страна имеющая федеративное национально государственное устройство. Какие страны называются федеративными. Что эффективнее – унитарное или федеративное государство

Что такое федеративное устройство государства: признаки, список стран

Страна имеющая федеративное национально государственное устройство. Какие страны называются федеративными. Что эффективнее - унитарное или федеративное государство

> Государство и право > Какие страны называются федеративными

«Федерация» с латинского переводится как «объединение», «союз». Это одна из форм государственного устройства страны. В статье мы подробно разберём, что присуще федеративному государственному устройству, составим список стран с такой системой и выясним, является ли Россия федеративным государством.

  • Федеративное государство и его признаки
  • Признаки
  • Список стран
  • Чем отличаются федеративные и унитарные государства
  • Форма государственного устройства в России

Федеративное государство и его признаки

Федерацией может считаться государство, состоящее из нескольких муниципальных образований. Это могут быть:

  • штаты;
  • кантоны;
  • земли и др.

Каждое образование наделяется государственным суверенитетом. Имеет собственную систему, законодательных, исполнительных и судебных органов.

Государственные образования, входящие в состав федерации, не могут обладать признаками государства. То есть, эти образования не могут выходить из состава союза и лишены права участия в международных отношениях.

: что такое абсолютная монархия, примеры стран.

Федерация делится на виды, которые, в свою очередь, делятся на типы. Выделяют следующие виды по особенностям конституционно-правового статуса субъектов:

  1. Симметричные. В таких странах все субъекты пользуются равными конституционно-правовым статусом. Примером такой федерации является Америка.
  2. Асимметричные. Регионы пользуются различным конституционно-правовым статусом. Примером может служить Бразилия.

Различают федерации по особенностям формирования:

  1. Территориальные. В основе формирования лежит территориально-географический признак. Примером могут служить Германия и Америка.
  2. Национальные. При формировании территории использовался национальный признаком. Признаком такой федерации может служить бывшая Чехословакия и Югославия.
  3. Смешанные или комбинированные. В основу формирования входят два предыдущих признака. Примером такой федерации может служить Россия.

Различают федерации по способу образования:

  1. Договорные. Образуются на основе договора между независимыми друг от друга государствами. Они объединятся для совместного решения общих вопросов.
  2. Конституционные. В большей степени конституционные федерации образуются на базе унитарных стран. В законе этих стран прописан главный принцип – целостность территории и запрет свободного выхода из состава страны. Примером таких государств могут служить Россия, Бразилия, Германия.

Различают федерации по степени централизации власти:

  1. Централизованные. Примером могут служить: Россия, Германия, Аргентина.
  2. Децентрализованная. Пример, Швейцария.

: признаки постиндустриального общества, его основные черты.

Признаки

Отличительными признаками федеративных стран являются:

  1. Общая территория, которая в политико-административном отношении не является единым целым. Она состоит из нескольких территорий, которые имеют свои собственные административно-территориальные деления.
  2. Единая конституция. При этом в субъектах может быть собственная конституция. Это указывает на то, что субъекты обладают учредительной властью.
  3. Законодательная власть федерации и её субъектов. Субъекты имеют право издавать законы, которые действуют только на территории принимающего субъекта. При этом законопроекты не должны противоречить федеральному законодательству.
  4. В стране есть двухпалатный парламент страны и субъектов, федеральное правительство и органы управления на местах.
  5. Возможность иметь гражданство всей федерации и субъектов. Есть страны, где можно иметь двойное гражданство.
  6. Субъекты наделены собственной правовой и судебной властью.
  7. В федерации действует общая налоговая и денежная система.
  8. Субъекты не могут самовольно отделяться и не являются субъектами международного права. Но в договорных отношениях они вступать могут.
  9. В традиционной федерации оборона и внешняя политика принадлежит федеральному правительству, а образование – региональным властям. Налогообложение разделено между обоими.

Список стран

Список федеративных стран Азии:

  • Пакистан.
  • Малайзия.
  • Объединённые Арабские Эмираты.
  • Индия.
  • Непал.
  • Мьянма.

Список стран Африки:

  • Сомали.
  • Эфиопия.
  • Нигерия.
  • Судан.
  • Южный Судан.
  • Союз Коморы.

Государства Северной и Южной Америки:

  • США.
  • Мексика.
  • Бразилия.
  • Сент-Китс и Невис.
  • Канада.
  • Венесуэла.
  • Аргентинская.

Федеративные государства Австралии и Океании:

  • Федеративные штаты Микронезии.
  • Австралийский Союз.

Список европейских стран:

  • Королевство Бельгия.
  • Босния и Герцеговина.
  • Германия.
  • Австрия.
  • Российская Федерация.

Чем отличаются федеративные и унитарные государства

Унитарной формой государственного устройства обладают государства, в котором субъекты являются едиными административно-территориальными единицами и не имеют собственного суверенитета. Унитарное государство , в отличие от федеративного, имеет единую государственную власть, правовую систему и конституцию.

Главные признаки унитарного государства:

  1. Единый на всей территории учредительный нормативный акт, его законодательная сила имеет одинаковую силу на всей территории.
  2. Высшие органы власти едины для всей территории.
  3. Система законодательства единая для все территории.
  4. Общее гражданство.
  5. Общая денежная система.
  6. Субъекты государства не обладают суверенитетом.

Форма государственного устройства в России

Специалисты давно спорят на тему, является ли Россия федеративным государством. Если отвечать на этот вопрос с юридической точки зрения, то ответ будет положительным.

В Конституции РФ сказано, что Россия – это демократическое федеративное государство с республиканской формой правления.

В состав РФ входит 83 субъекта, которые не имеют права самовольно отделяться от РФ. В каждом субъекте есть три ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная.

Российские субъекты обладают правом издавать региональные законы, которые не противоречат федеральному законодательству.

Система власти в стране разграничена не только по горизонтали, но и по вертикали. То есть установлены предметы ведения и полномочия органов власти РФ и органов власти субъектов. В Конституции закреплены эти моменты.

Исходя из этого, можно сказать, что Россия является федерацией, но не в традиционном виде, как, например, страны Европы.

Отзывы и комментарии

Источник: https://obrazovanie.guru/gosudarstvo-i-pravo/kakie-strany-nazyvayutsya-federativnymi.html

Федеративное государство: понятие и признаки. Принципы федеративного устройства РФ

Страна имеющая федеративное национально государственное устройство. Какие страны называются федеративными. Что эффективнее - унитарное или федеративное государство

Федеративным государством признается такое сложное государство, в составе которого имеются другие государства или государственные образования – субъекты федерации, обладающие определенным государственным суверенитетом, своим законодательством и высшими органами власти.

По способу образования различают федерации:

  • договорные;
  • конституционные.

Договорная федерация создается путем соглашения несоюзных государств между собой об образовании нового федеративного государства, при этом государства – участники федеративного договора перестают быть самостоятельными государствами. Таким путем в 1922 г. был создан СССР.

Конституционная федерация создается путем образования федеративного государства на основе принятия конституции, которая закрепляет федеративное устройство государства.

Именно конституционной федерацией и была РСФСР, созданная в 1918 г., и остается современная Россия.

При этом следует иметь в виду, что в конституционных федерациях возможно существование федеративного договора, однако это не делает их договорными.

Основным разграничивающим эти два вида федерации признаком является то, каким статусом обладали субъекты федерации до образования нового федеративного государства:

  • если они были самостоятельными, суверенными государствами – это договорная федерация;
  • если нет – конституционная.

Государственное устройство России основывается на принци­пе федерализма.

Это означает, что государство состоит из не­скольких равноправных субъектов, некоторые из которых (рес­публики) называются в Конституции РФ государствами.

Однако субъекты Федерации, в том числе и республики, не являются не­зависимыми государствами — в таком случае их союз был бы не федерацией, а конфедерацией, а сами они считались бы субъек­тами международного права.

Понятию «федерация» противостоит понятие «унитарное го­сударство», т. е. такое государство, которое управляется центра­лизованно, а его территориальные единицы не имеют никакой государственности, а включают только местное самоуправление. Эта форма государственного устройства тоже имеется в РФ — унитарными (по своему внутреннему устрой­ству) являются республики — субъекты РФ.

Основы конституционного строя в области государственного устройства, сформулированные в ст. 5 Конституции, следующие:

  1. РФ состоит из республик, краев, облас­тей, городов федерального значения, автономной области, авто­номных округов — равноправных субъектов Федерации;
  2. республики имеют свою конституцию и законодательство, а другие субъекты — устав и законодательство;
  3. федеративное устройство основано на государственной цело­стности, единстве системы государственной власти, разграниче­нии предметов ведения и полномочий между органами государ­ственной власти Федерации и ее субъектов, равноправии и само­определении народов в РФ;
  4. во взаимоотношениях с федеральными органами государ­ственной власти все субъекты Федерации между собой равно­правны.

Содержащиеся в ст. 5 формулировки носят компромиссный ха­рактер, отражающий политическую нестабильность в 1990-х гг. Отсюда их некоторая неопределенность. Так, республика характе­ризуется через скобки как государство, что может быть понято как признание суверенитета и международно-правовой правосубъект­ности. Но такое понимание противоречило бы ст.

4, в которой установлено, что суверенитет РФ неделим («распространяется на всю ее территорию»), а значит, субъекты Федерации не вправе выступать как субъекты международного права.

Кроме того, весьма трудно совместить принцип равнопра­вия субъектов Федерации с тем, что одни из них являются госу­дарствами, а другие в лучшем случае только некими государствен­ными образованиями. Возникает также ряд вопросов.

Является ли устав субъекта Федерации по своей юридической силе равноцен­ным конституции, и если да, то почему они по-разному называют­ся, если же нет, то можно ли говорить о равноправии? Какой смысл вкладывается в термин «самоопределение народов»? Озна­чает ли это, что более 100 народов, населяющих Россию и не имеющих национальной государственности, вправе теперь ее за­конно обрести? Или следует считать, что, приняв данную Консти­туцию, они уже самоопределились? Не совсем ясно также, что оз­начает равноправие субъектов «между собой» во взаимоотношени­ях с федеральными органами государственной власти (ч. 4), если до этого в ч. 1 уже было закреплено равноправие субъектов Феде­рации?

Принципы федерального устройства РФ

В основе федеративного устройства РФ лежат принципы:

  1. государственная целостность;
  2. единство системы государственной власти;
  3. разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  4. равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;
  5. равноправие и самоопределение народов в РФ (ч. 3 ст. 5 Конституции).

Государственная целостность РФ

Территориальная организация государственной власти в нашей стране – одна из острейших проблем государственного строительства. Она состоит в том, чтобы найти оптимальное соотношение между деятельностью федеральной власти по обеспечению единства государства и стремлением субъектов Федерации к большей самостоятельности.

При этом следует учесть, что РФ по количеству субъектов занимает первое место в мире. А большое число субъектов создает определенные сложности в управлении и при определенных внутренних и внешних обстоятельствах может привести к неуправляемости. Всякие перекосы здесь весьма опасны.

Безмерное, неоправданное усиление централизации и концентрации федеральной власти, неправомерность и невзвешенность ее действий в данной сфере – путь к унитаризму.

Результатом же чрезмерной самостоятельности, суверенизации субъектов Федерации могут стать сепаратизм, ослабление, разрушение государственности, распад Федерации.

Государственная целостность РФ обеспечивается:

  • целостностью и неприкосновенностью ее территории;
  • единством экономического пространства, исключающего установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо других препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;
  • верховенством Конституции РФ, федеральных законов на всей территории РФ, единым гражданством РФ;
  • отсутствием у субъектов РФ права выхода из состава РФ, ибо одностороннее решение такого вопроса представляет угрозу государственной целостности России.

Единство системы государственной власти

Единство системы государственной власти проявляется в конституционном закреплении определенной структуры органов государственной власти как по вертикали (от федерального центра к субъектам Федерации), так и по горизонтали – на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации при непременном разграничении их предметов ведения и полномочий. Без такой четкой системы государственной власти не могут быть обеспечены государственная целостность и эффективная управляемость страной.

Разграничение предметов ведения и полномочий

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ регламентируются ст. 71, 72 Конституции РФ.

Статья 71 Конституции РФ определила те вопросы, которые находятся в исключительном ведении РФ, а ст. 72 – вопросы совместного ведения РФ и ее субъектов.

Вне пределов ведения РФ и субъектов РФ последним гарантируется вся полнота государственной власти (ст. 73).

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов осуществляется согласно Конституции (ч. 3. ст.

11) не только конституционными нормами, но и Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между соответствующими органами государственной власти и только по вопросам разграничения полномочий по предметам совместного ведения.

Такие договоры заключены между РФ и Татарстаном, Башкортостаном, Свердловской областью и рядом других субъектов РФ.

Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти

Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти означает, что все без исключения субъекты Федерации, независимо от вида (республика, автономная область, автономный округ, край, область, город федерального значения) обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Никто из субъектов Федерации в этих взаимоотношениях не может иметь каких-либо преимуществ по сравнению с другими субъектами Федерации. Равноправие субъектов РФ проявляется и в одинаковом для всех субъектов РФ разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации.

Но равноправие субъектов РФ вовсе не означает, что нет никаких различий между ними. Они есть и легко просматриваются в самом тексте Конституции РФ.

Так, республики, в отличие от других субъектов Федерации, признаются государствами и имеют свою конституцию, а другие субъекты – устав (ч. 1 и 2 ст. 66 Конституции).

Другое различие – право республик устанавливать свой государственный язык наряду с русским (ч. 1 и 2 ст. 68 Конституции).

Особенности правового статуса имеют автономная область и автономные округа: согласно ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению законодательных и Исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. В отношении других субъектов Федерации такой нормы в Конституции нет.

Равноправие и самоопределение народов РФ

Принцип равноправия и самоопределения народов РФочень важен для нашего многонационального государства. Равноправие народов означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и в других сферах жизни.

В нашей стране всем гражданам, независимо от национальной принадлежности, гарантируются равные личные, политические, социально-экономические права и свободы, признается национальная идентичность, преемственность культуры, поощряется проявление национального самосознания и самовыражения. Закрепляется право свободно определять свою национальность, пользоваться родным языком. Запрещается оскорбление национального достоинства.

Подлинно демократическое общество должно не только уважать этническую, языковую и религиозную самобытность, но и создавать условия, позволяющие выражать, сохранять и развивать эту самобытность.

Равноправие народов проявляется и в праве народов на самоопределение.

В настоящее время в РФ 32 субъекта основаны по национально-территориальному принципу, что служит убедительным подтверждением того, что десятки народов обрели в РФ свою государственность и таким образом реализовали на практике свое право на самоопределение.

Формы осуществления права народов на самоопределение могут быть разными:

  • создание суверенного независимого государства;
  • свободное присоединение к независимому государству;
  • объединение с ним, установление любого другого политического статуса.

Но при этом выбор народом одной из этих форм самоопределения не может вести к нарушению государственного единства и ущемлению прав и свобод человека. Это требование закреплено в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г.

В этой Декларации указывается, что ничто в самоопределении народов “не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов…”.

Аналогичные положения имеются и в ряде других международно-правовых актах. Следовательно, все народы России имеют право на самоопределение, но оно может быть реализовано лишь в рамках РФ либо в иной форме, но обязательно с согласия РФ.

Новой формой самоопределения народов в РФ является национально-культурная автономия, представляющая собой общественное объединение граждан России, относящих себя к определенным этническим общностям, для самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования и национальной культуры.

Порядок образования и деятельности национально-культурной автономии регулируется Федеральным законом ” О национально-культурной автономии” (1996 г.).

Этот закон предоставляет национально-культурной автономии широкие права, в частности: создавать средства массовой информации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке; сохранять и обогащать историческое культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям; следовать национальным культурным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла; создавать образовательные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством РФ и т.д. и т.п.

В целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ Государственной Думой 6 июля 2000 г. был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации общин коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ».

Этим Законом предусмотрено создание различных форм самоорганизации лиц, относящихся к коренным народам, проживающим в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока, на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющих традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающих менее 50 тысяч человек и осознающих себя самостоятельными этническими общностями.

Таким образом, путем издания федеральных законов “О национально-культурной автономии” и “Об общих принципах организации общин коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ” наше государство не только провозглашает права народов на самоопределение, но и обеспечивает их реальную реализацию и защиту.

Но, говоря об этом, не следует забывать, что преувеличениенационального момента в государственном строительстве может не сплотить, а, напротив, подорвать государственную общность, единство Федерации как государства.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/federativnoe-gosudarstvo-ponyatie-i-priznaki-printsipi-federativnogo-ustroystva-rf

Федеративные государства – список стран: отличительные признаки административно-территориального устройства

Страна имеющая федеративное национально государственное устройство. Какие страны называются федеративными. Что эффективнее - унитарное или федеративное государство

Государственное устройство во многом определяет основные направления развития и функционирования страны. Федеративные государства, список стран с таким устройством можно найти ниже, сегодня малочисленны – их всего 28. Что присуще такому способу управления и каковы его особенности.

Характеристика

Признаки такого устройства содержаться в главном документе — Конституции, где сказано о том, что присуще федеративному государственному устройству, как осуществляется его функционирование, между какими органами распределена государственная власть.

Сам термин федерация означает государство, в составе которого находятся несколько отдельных субъектов.

Это добровольный союз республик, которые лишены независимости или собственного суверенитета. Субъекты имеют широкие политические полномочия, но ряд вопросов обязаны согласовывать с управляющим органом всей федерации.

Субъектом может быть, как отдельное государство, так и просто определенное территориальное образование (район, округ), которое имеет ряд государственных признаков. Все остальные вопросы самостоятельного урегулирования внутреннего устройства субъект решает сам в рамках полномочий, указанных в обязательном общегосударственном документе.

! Изучаем типы государств: что это такое — конфедерация

Субъекты могут:

  • издавать региональные правовые акты (законы, уставы);
  • иметь личный гражданский институт;
  • иметь столицу и свои символы (флаг, гимн);
  • управлять промышленными объектами;
  • иметь собственное название, сформированное исторически или правовым путем;
  • заключать договоры между собой.

Одновременно они не могут быть частью международных отношений вне федерации или принимать все решения без участия главного управляющего органа страны.

Отличается федеративное государство от унитарного наличием двух высших органов власти: общий для всей державы и конкретного субъекта. Кроме того, конфедерация – это смежное понятие, разница состоит лишь в том, что члены конфедерации являются независимыми суверенными объектами. На практике их отличить достаточно сложно, потому что они имеют очень похожую правовую систему.

Полезно знать! Швейцарский Союз официально считается конфедерацией, но по факту каждый кантон (область) уже стал классическим субъектом без суверенности. А вот Евросоюз являет собой пример классической конфедерации.

Типы

Политология имеет собственную современную классификацию ассоциаций, в зависимости от прав, которыми обладают субъекты.

Ассоциации бывают:

  1. Симметричные – все области (штаты) равны друг перед другом и обладают одинаковыми правами, прописанными в Конституции. Классическим примером является США, где каждый штат в правовом поле равен другому.
  2. Асимметричные – каждая область обладает собственными правами, согласно Конституции, и их правовой статус отличается (Бразилия).

Типы федеративных государств

Также различают державы в зависимости от особенностей образования:

  1. Территориальные – в основе создания лежит территория, которая является общей для нескольких субъектов (США, Германия);
  2. Национальные – основой для объединения является одинаковая национальность жителей разных областей (Чехословакия, Югославия);
  3. Смешанные – формирование осуществляется сразу по обоим признакам: национальность и территория.

Способы и факторы формирования по большей части и определяют будущий характер, содержание и структуру устройства державы.

! Где существует и что это такое тоталитарный режим: список и характеристика стран

Типы федеративных государств

Следует отличать особенности формирования от способа:

  • договорные – заключаются путем переговоров между независимыми государствами, которые осознали необходимость объединения в союз;
  • конституционные – создаются на базе ранее существовавшей унитарной державы или империи.

Полезно знать! Чаще всего субъекты ассоциации, которая была образована конституционным путем, не могут свободно выйти по желанию, поскольку это запрещено Конституцией.

Типы федеративных государств

Также различны подобные страны по мере и способу принятия решений субъектами:

  • централизованные – все решения принимает главные власти, области обладают лишь малой долей автономности (Аргентина, РФ);
  • децентрализованные – каждая область автономна, и главный орган федерации необходим лишь для централизованного управления всей страной, а не конкретной территорией (Швейцария).

Существует такое понятие, как «мягкая федерация» — территориально-правовое объединение субъектов, каждый из которых имеет право сецессии, то есть. свободного выхода. Ярким примером может стать Эфиопия – единственная страна мира, которая конституционно утверждена в таком статусе. Европейский Союз также можно рассматривать как мягкую форму, но он не является страной по международному праву.

Федеративные государства

Список стран, имеющих федеральное устройство, можно найти на каждом континенте. Несмотря на малочисленность таких государств, их территория не уступает по размерам всем остальным.

Примеры в Европе:

  • Российская Федерация,
  • Республика Австрия,
  • Швейцария,
  • Республика Германия,
  • Королевство Бельгия.

Азии менее свойственны страны, имеющие федеративное административно-территориальное образование.

Федеративные государства на карте мира

Среди них только можно назвать:

  • Пакистан (исламская),
  • ОАЭ,
  • Индию,
  • Демократическую Республику Непал,
  • Малайзию.

В Африке это:

  • Республика Нигерия,
  • Судан (и Южный Судан),
  • Союз Коморы.

На американском континенте наиболее известными представителем являются, конечно, США. Но кроме них там же располагаются:

  • Канада,
  • Мексиканские Штаты,
  • Республика Бразилия,
  • Аргентинская Республика.

Такое же устройство имеют Австралийский Союз и Федеративные Штаты Микронезии (государство в Океании).

Вывод

В основе разделения всегда лежит степень автономности членов ассоциации. Политологи на сегодняшний день не могут дать точное заключение, насколько сильно государственное устройство влияет на степень и скорость развития общества.

Источник: https://znaniya.guru/geografiya/spisok-stran.html

Чем отличается федеративное государство от унитарного? Унитарная и федеративная форма государства

Страна имеющая федеративное национально государственное устройство. Какие страны называются федеративными. Что эффективнее - унитарное или федеративное государство

На планете Земля сожительствует множество стран. Все они имеют многовековую историю формирования и собственные убеждения, традиции. Также государства различаются по своему устройству. В статье рассмотрим, чем отличается федеративное государство от унитарного и конфедерации.

Понятие и формы устройства государства

Формой государственного устройства принято называть порядок территориально-административной организации одного или нескольких государств (союза государств). Она дает представление об отношениях между центром и остальными частями государства, способе разграничений функций между центральными органами и управлениями на местах.

Обычно выделяют две формы государственного устройства в зависимости от уровня самостоятельности государств, входящих в союз. Первая форма – простая. Примером являются унитарные государства. Вторая – сложная. К ней относят федерации и конфедерации.

Стоит обратить внимание на то, что межгосударственные организации (ООН, ОБСЕ) и содружества (СНГ, Содружество Наций) не являются формами государственного устройства, однако в исторической литературе и пособиях по теории государства и права они могут относится к данному институту.

Итак, что такое унитарное, федеративное и конфедеративное государство:

  • Федерацией называют такое устройство, при котором власть является многоуровневой, а субъекты федерации наделены полномочиями и возможностью принятия решений. Это союз обособленных территориальных единиц.
  • Конфедерацией называют такую форму устройства, при которой члены союза объединяются с конкретной целью и делегируют часть своих полномочий органам общей власти.
  • Унитарное государство отличается наличием единого аппарата управления, права и гражданством.

Административно-территориальное устройство

Федеративное и унитарное устройство государства различается по территориальному признаку.

Административные единицы, на которые делится унитарная система правления, не могут обладать статусом государственно-национального образования. Такие страны включают в свой состав регионы, области, которые могут подразделяться на более мелкие субъекты. В каждой стране эти регионы носят разные названия.

Формированию регионов способствуют общие интересы, история и территория. Немаловажную роль играет и уровень экономического развития. Центральные органы власти в данном случае выполняют координирующую функцию, путем налаживания связей между отдельными частями страны.

Субъекты, находящиеся в составе федерации, могут представлять собой государственные образования или страны, обладающие суверенитетом. Все федерации имеют равные права, объединены на добровольной основе.

Отличия аппаратов государственной власти

Чем отличается федеративное государство от унитарного в способах управления территорией?

В унитарном государстве аппараты государственной власти едины для всей страны. Обычно он представлен главой государства, правительством и парламентом. Решения, принятые каждым органом власти, имеют силу на территории всего государства. Местные органы власти, в свою очередь, обязаны подчиняться центральным органам управления. Кроме того, их полномочия значительно ограничены.

При федеративной форме правления у каждого субъекта имеются местные органы исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти. Они могут не руководствоваться федеральными законами в принятии решений. Как правило, в федерации двухуровневая власть: федеральный и республиканский государственный аппарат.

Полномочия центральной власти и органов власти отдельных субъектов строго разграничены федеральной конституцией. Таким образом, удается избежать концентрации власти в одних руках.

Чем отличается федеративное государство от унитарного по системе законодательства

Для унитарного устройства характерна единая система законодательства. В таком государстве имеется единая Конституция, которая включает описание всех прав и обязанностей как жителей территории, так и органов управления.

В основном правом принимать законы в унитарном государстве обладают лишь центральные органы власти. В свою очередь, нормативно-правовые акты, принимаемые представительными органами отдельных административных единиц, являются лишь подзаконными. Они не могут противоречить основным законам государства.

Федеративное государство обладает двухуровневой системой законодательства, включающей в себя законодательство отдельных субъектов и непосредственно само федеральное законодательство.

Стоит отметить, что до сих пор не определены четкие границы между полномочиями федерации и ее субъектов, поэтому можно говорить о том, что законодательство отдельного субъекта и федеральная система законодательства находятся в сложном соотношении.

Отличия в системе права и суверенитете

При сравнении, чем отличается федеративное государство от унитарного, нельзя забывать о суверенитете и правовой системе.

Унитарное государство отличается единой системой права. Все властные органы в административных единицах в своей работе обязаны, в первую очередь, руководствоваться положениями, закрепленными в нормативно-правовых актах, изданных центральными органами власти.

Вместе с этим странам, обладающим унитарным государственным устройством, присуща единая судебная система. Ее решения распространяются на территорию всего государства.

Единство централизованной судебной системы проявляется в подчинении судебных органов отдельных административных единиц одним и тем же нормам процессуального и материального права.

Суверенитетом в унитарном государстве обладает лишь один субъект – центральные органы власти. Здесь реализуется так называемый принцип объединения населения по территории под единым политическим руководством. В роли политического центра в данном случае также выступает само государство.

Положения, закрепленные в Конституции, подтверждают единый суверенитет. В ней также содержится положение, закрепляющее единую государственность, распространяющуюся на всю территорию страны. Отдельные административные единицы в составе унитарного государства не являются самостоятельными, то есть они лишены суверенитета.

При федеративном государственном устройстве все члены союза имеют право издавать отдельные правовые акты – уставы, конституции и региональные законы.

Субъекты, находящиеся в составе федеративного государства, наделены частичным суверенитетом. Они не обладают правом независимости во внутриполитических и внешнеполитических делах. Отдельные государственные образования не могут выступать в качестве субъектов международных отношений.

Унитарная и федеративная формы государства также имеют отличия в налоговой системе.

Территориальные единицы в составе унитарных государств, в силу отсутствия суверенитета, в сфере внутренней политики полностью подчинены политическому центру – что касается и порядка налогообложения. Это называется одноканальной системой налогообложения: сначала выплаты поступают в центральный аппарат, а потом распределяются по нуждам регионов.

Структура налоговой системы федеративных государств зачастую обусловлена статусом территориальных единиц (штатов, кантонов, земель, республик), входящих в их состав, и сложившихся традиций. Например, в современной Германии органам, осуществляющим власть на территории федеральных земель, разрешено самостоятельно решать вопросы, касающиеся налогообложения.

Федеративное государство отличается двухканальной системой налогообложения. Это значит, что налоги поделены на общефедеральные, поступающие в «центр», и налоги субъектов союза, которые распределяются местной казной.

Можно отметить, что существуют значительные отличия унитарного государства от федеративного. Это абсолютно разные системы управления территориями, которые имеют свои положительные и отрицательные стороны.

Источник: https://FB.ru/article/372603/chem-otlichaetsya-federativnoe-gosudarstvo-ot-unitarnogo-unitarnaya-i-federativnaya-forma-gosudarstva

В юриста
Добавить комментарий