Ответственность за нарушение мгп. Нарушения международного права

Международно-правовая ответственность государств за нарушение норм международного гуманитарного права

Ответственность за нарушение мгп. Нарушения международного права

МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ФАКУЛЬТЕТ «МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО»

КАФЕДРА «—–»

Реферат

на тему:

Международно-правовая ответственность государств за нарушение норм международного гуманитарного права

Выполнила: студентка группы 1-3а-09,

Ташкент 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Разрушительный характер военных действий всегда поражал воображение людей. Применение оружия приводит не только к поражению вооруженных сил противника, от него страдает и гражданское население.

Грабежи, взятие и расстрел заложников, депортация населения, другие жестокие действия в отношении гражданского населения – все это неотъемлемая часть любых вооруженных конфликтов, происходящих во многих районах земного шара.

Когда в результате научно-технического прогресса было создано атомное, водородное и иное оружие массового уничтожения, способное погубить человечество, возросло значение правового регулирования вооруженных конфликтов.

Нарушение государствами норм международного гуманитарного права влечет за собой ответственность. Проблема ответственности государств заключается в том, что решения о совершении международных преступлений принимают конкретные лица из числа военно-политического руководства государства, а тяжесть ответственности по компенсации ущерба ложится на государство в целом.

Нарушение международного гуманитарного права военнослужащими вооруженных сил государства, в том числе и за проявление геноцида в период вооруженного конфликта, влечет за собой ответственность этого государства по международному праву.

Международным преступлением признается международное противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, конвенции.

К сожалению, только после Второй мировой войны мировое сообщество дало определение понятиям «геноцид», «апартеид», «агрессия», то есть ввело основы правовой базы при квалификации данных преступлений. Объектами международного преступления могут быть мир и безопасность народов, законы и обычаи ведения войны, геноцид.

Современное международное право запрещает не только агрессивные войны, но и применение силы и угрозу силой в международных отношениях, обязывая государства разрешать свои споры исключительно мирными средствами.

Назначение любой правовой нормы заключается в воздействии на поведение людей. Международное гуманитарное право предписывает, что нужно и что нельзя делать в условиях вооруженного конфликта, то есть определяет нормы поведения участников военных действий.

Чтобы соблюдать эти нормы, их прежде всего надо знать. Поэтому государства-участники Женевских конвенций 1949 г.

и Дополнительных протоколов к ним обязались как можно более широко ознакомить с текстами этих соглашений как военнослужащих, так все население в целом.

Государство несет международно-правовую ответственность за последствия всех противоправных действий каждого своего военнослужащего. Оно должно обеспечить восстановление законности и при необходимости возместить потерпевшей стороне причиненный ущерб.

Государство обязано принять законодательные меры, предусматривающие уголовные наказания для лиц, совершивших серьезные нарушения международного гуманитарного права.

К серьёзным нарушениям международного гуманитарного права относятся: преднамеренное убийство, пытки и т. д.

Принцип ответственности государств

Принцип ответственности государств за нарушение норм международного гуманитарного права означает неотвратимость ответственности государств за причинение вреда в период вооруженных конфликтов и совершение серьезных нарушений Конвенций I – IV и Дополнительных протоколов I, II 1977 г., а также за совершение деяний, подпадающих под юрисдикцию Международного уголовного суда.1

Принципы МГП обеспечивают праву, применяемому в период вооруженных конфликтов, определенное единство и системность его норм. Эти принципы определяют цель, направления нормативного регулирования, его содержание и характер.

Без учета принципов не могут быть в полной мере поняты смысл и назначение конкретных правил ведения войны. Отраслевые принципы МГП не закреплены в каком-то едином или нескольких международно-правовых актах, как, например, основные принципы международного права.

Они вытекают из анализа всех договорных источников, применяемых в период международных и внутренних вооруженных конфликтов.

Ответственность наступает, если нарушение может быть вменено государству. Это означает, что государство несет ответственность за действия, совершаемые лицами, входящими в состав его вооруженных сил.

Государство несет ответственность за нарушения МГП, когда их совершают иные лица и образования, если они принимают полномочия по осуществлению государственной власти или фактически действуют от имени государства, под его руководствам или контролем.

В этом случае может оказаться недостаточно финансовой, материальной помощи и даже осуществления подготовки. Необходимо доказать, что эти силы находились под «эффективным контролем» государства.

Ответственность государства за действия частных лиц или группы лиц может возникнуть в результате последующего признания и принятия этих действий. Государство несет ответственность за бездействие, если не предпринимает мер в отношении лиц, совершающих серьезные нарушения МГП.

Государству не будет разрешено освобождать себя или какое-либо другое государство от ответственности, по крайней мере в случае серьезных нарушений. Состояние необходимости, за некоторыми исключениями, не может служить основанием для освобождения от ответственности.

Вооруженные конфликты приводят к причинению значительного ущерба физическим лицам. Поэтому реализация ответственности связана с возмещением ущерба не только государству.

Вопросы компенсации за ущерб юридическим и физическим лицам решаются на межгосударственном уровне путем заключения мирных договоров и иных соглашений.

Возмещение также может осуществляться на основе законов о реституции имущества жертвам, принятых ответственными государствами, или путем заявления требования в судах такого государства.

С учетом сказанного дадим следующее определение: принцип ответственности государства установлен международными обычаями и договорами: сторона, находящаяся в конфликте, которая нарушает положения ЖК или Протокола, должна возместить причиненные убытки, если к тому есть основание (ст.

91 ДП I). Положения, касающиеся индивидуальной уголовной ответственности, не влияют на ответственность государства по международному праву. За нарушение норм МГП государство несет как политическую в форме сатисфакции, так и материальную ответственность в форме реституции и компенсации.

Основание для возникновения международно-правовой ответственности

Нарушение правовых норм влечет за собой ответственность. К сожалению, решения о совершении международных преступлений принимаются военно-политическим руководством государства, а бремя ответственности ложится на государство в целом, его население.

Поэтому так важно установить ответственность руководителей и должностных лиц государства за совершение преступлений против мира и безопасности человечества.

С этой целью были учреждены Нюрнбергский и Токийский международные военные трибуналы, международные уголовные трибуналы для Югославии и Руанды. Подобные нормы существуют издавна. Еще по римскому праву пираты считались врагами человеческого рода. В 1998 г.

на международной конференции в Риме был принят Статут (устав) постоянного международного уголовного суда, к компетенции которого отнесено преследование и наказание лиц, совершивших военные преступления.2

Основанием для возникновения международно-правовой ответственности является совершение государством международного правонарушения (международно-противоправного деяния).

Международное правонарушение – это действие или бездействие субъекта международного права, нарушающее нормы международного права и наносящее другому субъекту или всему международному сообществу в целом вред материального или нематериального характера (например, агрессия, посягательство на территориальную целостность и политическую независимость, нарушение договорных обязательств).

Ответственность возникает при наличии причинной связи между противоправным поведением государства и причиненным ущербом. Как правило, это преднамеренные противоправные (виновные) действия (например, агрессия Ирака против Кувейта (1990 г.).

Каждое государство должно принять все законодательные, административные и иные меры к тому, чтобы нормы международного права, закрепленные в конвенциях и соглашениях, выполнялись всеми органами государства и конкретными лицами (например, военнослужащими).

Ответственность несет государство в целом, хотя противоправные действия могут совершаться государственными органами (например, воинскими частями) либо должностными лицами государства, выступающими от его имени.

Бездействие органов власти может иметь место, когда своевременное вмешательство могло бы предотвратить неправомерные действия, в том числе своих граждан либо иностранцев (например, при нападении на дипломатические или консульские представительства ответственность будут нести органы, которые обязаны были предотвратить такие посягательства).

Под вредными последствиями правомерной деятельности понимается нанесение материального ущерба источником повышенной опасности, использование или применение которого не запрещено международным правом (космические объекты, военные самолеты, суда с ядерными энергетическими установками). Ответственность наступает в силу самого факта причинения ущерба, так как государства в договорном порядке согласились признавать обязательность возмещения материального ущерба.3

Виды международно-правовой ответственности

Существуют следующие виды международно-правовой ответственности:

    • политическая;
    • материальная;
    • моральная 4

Политическая форма ответственности государств за нарушение норм международного гуманитарного права может выражаться различными способами. В частности, государство может быть привлечено к политической ответственности в виде ограничения суверенитета.

Примером такого ограничения может служить изъятие из судебной юрисдикции этого государства его граждан, виновных в. нарушении норм международного гуманитарного права и совершивших международные преступления.

Такие лица могут быть отданы под суд государства, на территории которого совершено международное преступление, или же такие лица могут предстать перед специально созданным международным трибуналом, как это было после окончания второй мировой войны.

Политическая ответственность может наступать в форме санкций либо сатисфакций.

Санкции – это принудительные действия в отношении государств-нарушителей, применяемые Советом Безопасности ООН в соответствии со ст. 39, 41, 42 Устава ООН.

Принудительные действия включают меры военного (демонстрации, блокада) и невоенного характера (полный или частичный разрыв экономических отношений (ст. 41 Устава ООН); исключение из состава ООН (ст.

6 Устава ООН); приостановление прав и привилегий, принадлежащих государству как члену ООН (ст. 5 Устава ООН).

Сатисфакции состоят в выражении сожаления, удовлетворения, сочувствия, взятии обязательства привлечь виновных к ответственности. Они применяются в случае нематериального ущерба, причиненного чести и достоинству государства.

Материальная ответственность может наступать в форме репараций либо реституций.

Репарации представляют собой возмещение материального ущерба в денежном выражении, в виде товаров, услуг. Они применяются, как правило, на основе международных договоров, причем сумма, подлежащая возмещению, обычно значительно меньше объема ущерба, причиненного вооруженным конфликтом.

Реституции представляют собой возвращение в натуре неправомерно изъятых у государства, его организаций и граждан материальных ценностей (либо их замена предметами того же рода и примерно равноценными).

Понятие моральной ответственности вызывает обоснованные сомнения, все же отметим, что сатисфакция может применяться в том случае, если нарушения гуманитарных норм имели место как результат эксцессов в поведении военнослужащих. Такие примеры имели место в истории войн.

Установление политической, материальной и моральной ответственности за нарушение норм МГП является одной из гарантий укрепления международного правопорядка, важной превентивной мерой, направленной на предотвращение вооруженных конфликтов.

Более того, важным средством укрепления института ответственности в международном гуманитарном праве служит предусмотренная в ст. 90 Дополнительного протокола I Международная комиссия по установлению фактов.

В ее функции входит расследовать любые факты, которые могут представлять собой серьезное нарушение, как оно определяется конвенциями и данным протоколом, или любое другое серьезное нарушение конвенций или протокола.

Комиссия будет содействовать восстановлению уважительного отношения к конвенциям и данному протоколу.

Никак нельзя согласиться с утверждением, что признание обязательной юрисдикции комиссии будет противоречить принципам уважения государственного суверенитета, невмешательства во внутренние дела, потому что борьба с международными преступлениями не противоречит указанным принципам, а, наоборот, служит их всемерному упрочению 5.

Источник: http://referat911.ru/Mejdunarodnoe-pravo/mezhdunarodnopravovaya-otvetstvennost-gosudarstv-za-narushenie/261324-2560030-place1.html

Нарушения международного права

Ответственность за нарушение мгп. Нарушения международного права

Международное право – рассматривает взаимодействие государств и регулирует их взаимоотношения на основе принятых национальных и международных правовых норм.

Предметом международного права является рассмотрение взаимодействия государств и международных организаций, его объектом – отношения между странами и международными организациями, которые взаимодействуют по вопросам, касающимся их интересов.

Метод международного права состоит в принуждении или в угрозе силового принуждения для соблюдения тех или иных международных договорённостей заключенных странами.

Замечание 1

Социальная сущность международного права состоит в том, что поддерживает мирные отношения между странами, тем самым способствуя общему развитию государств, их экономике, культуре, разоружению, снижению количеству военных конфликтов.

Международно-правовая ответственность

За нарушение международного права следует международно – правовая ответственность.

Замечание 2

Международно-правовая ответственность означает, что совершивший противоправные действия и нарушивший тем самым принятые договорённости должен компенсировать нанесённый им вред.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Наиболее ярким и показательным примером являются нарушения международного гуманитарного права.

Определение 1

Международное гуманитарное право – это защита населения в ходе боевых действий и возникших вооруженных конфликтов при помощи определённой группы юридических правовых норм, разработанных и принятых мировым сообществом.

Основными источниками международно – гуманитарного права, в которых указывается ответственность стран за свои действия можно считать принятые в различные годы Женевские Конвенции, в которых оговаривались условия обращения с получившими ранения, военнопленными и с гражданским населением.

Пример 1

Одним из последних документов такого рода является доклад, принятый в 2001 году Комиссией международного права на 53 сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Согласно данному международному документу под названием «Тексты проектов статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния» приводились в порядок правовые нормы, в которых говорилось про ответственность каждой из стран за свои деяния.

Международно-правовая ответственность регулируется подотраслью международного права – правом международной ответственности.

Стоит сказать, что государства несут ответственность за свои действия согласно предписанию принципу, означающему, что принятые сторонами соглашения должно соблюдать без обмана со стороны какого либо государства.

За нарушения норм международного гуманитарного права любая страна несёт ответственность перед своими соседями и международным сообществом. К таким нарушениям относятся:

  • Противоправные действия, которые совершили органы государства, используя при этом и военные силы.
  • Нарушения, которые совершили лица или некие образования выполнявшие работу некоторых элементов государственной власти по заданию другого государства.
  • Противоправные действия совершенные как некими лицами так и организованными группами, которые работали под прямым началом руководства своего государства.
  • Противоправные действия, которые совершено определёнными лицами или организациями и о которых государство знает и рассматривает их деяния как свои собственные.
  • Кроме того страна может нести ответственность если оно не предприняло надлежащих действий по предотвращению принятых норм международного права и не приняло меры по наказанию лиц и организаций причастных к совершённым преступлениям.

Международно-правовая ответственность физических лиц за нарушение норм международного гуманитарного права

Одним из главных принципов международного гуманитарного права является личная ответственность за его нарушение. Данное положение впервые было сформулировано в Уставе Нюрнбергского трибунала.

Нюрнбергский трибунал был создан в 1945 году по Соглашению между союзниками во Второй Мировой войне – СССР, США, Великобританией и Францией.

На Нюрнбергском трибунале были сформулированы следующие принципы, касающиеся индивидуальной ответственности за нарушения международного гуманитарного права:

  1. Преступления против мира. Это означает нести ответственность за планирование, подготовку и начало военных действий, или участие в таких действиях, нарушая тем самым международные соглашения и договорённости.
  2. Военные преступления, нарушающие международное гуманитарное право. К данным злодеяниям относятся преступления, которые носят характер насильственных и издевательских действий по отношению к мирному населению. Примером служит увод в рабство, издевательство над военнопленными и гражданским населением. Также к таким преступлениям относятся и целенаправленное и бессмысленное разрушение населённых пунктов, городов, деревень.
  3. Преступления против человечества. К таким преступлениям относятся: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие зверства, которые были совершены в отношении мирного населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам.

    Замечание 3

    К таким преступлениям также относят геноцид – как целенаправленное истребление определённой группы населения согласно неким расовым, национальным и религиозным представлениям.

Подобные преступления могут происходить как в мирное, так и в военное время. Участники и организаторы подобных деяний «Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него» принятой в 1948 году не имеют права убежища и должны выдаваться для судебных разбирательств и вынесения приговора.

Международный терроризм также является одним из распространенных видов международного преступления.

Это преступление обладает следующими специфическими чертами – подготавливается теракт на территории одной страны, а само преступление совершается уже в другом государстве. При этом преступник скрывается во владениях иной страны, в связи, с чем возникает вопрос о выдаче.

Торговля и распространение наркотических и психотропных препаратов также является международным преступлением и карается соответственно с принятыми международными и национальными правовыми нормами.

Согласно принятым международным документам, в частности Конвенции о психотропных веществах подписанной в 1971 г., государства самостоятельно определяли законодательные нормы, наказывающие за нарушение провозглашённых правил.

К международным преступлениям также относится:

  • торговля людьми – продажа в рабство мужчин, женщин, детей преследуется международными органами. С 1999 года ведется мировая программа по борьбе с работорговлей.
  • подделка денежных знаков – согласно принятым постановлениям, государства берут на себя обязанности по искоренению и пресечению преступной деятельности связанной с подделкой денежных средств.
  • пиратство – как незаконный захват любых транспортных средств на море и в воздухе с целью извлечения незаконной прибыли также преследуется международным и национальными законодательствами и считается одним из видов международного преступления.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/mezhdunarodnoe_pravo/narusheniya_mezhdunarodnogo_prava/

В юриста
Добавить комментарий