Отличие хозяйственного ведения от оперативного управления таблица. Право оперативного управления

Что такое хозяйственное ведение и оперативное управление?

Отличие хозяйственного ведения от оперативного управления таблица. Право оперативного управления

Право оперативного управления и хозяйственного ведения считаются возможностью использования чужого имущества на юридических основах. Возникает отношение, в котором участвуют:

  • Тот, кто пользуется чужим объектом;
  • Тот, кто владеет им и передал право пользоваться другому участнику.

Чтобы осуществить это, потребуется оформить основное положение относительно юридических лиц, которые не являются собственниками. Это необходимо для того, чтобы они самостоятельно принимали участие в гражданском обороте.

Что такое право хозяйственного ведения?

Право хозяйственного ведения — это возможность распоряжаться, владеть, а также пользоваться недвижимостью или другим имуществом владельца на основании закона РФ или по другим локальным нормативным документам.

Например, унитарная компания по ведению бизнеса не может собственноручно распоряжаться недвижимостью, однако может распоряжаться другим движимым объектом.

Учитывая это, владелец имущества, который закрепил его, сохраняет возможность на ликвидацию, реорганизацию предприятия, а также может контролировать, каким образом распоряжаются переданным им объектом.

Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения

Унитарным предприятием считается организация, которая была подана на основе уполномоченных органов разного правления.

Учредительным документом призвано называть уставом, который утверждается владельцем компании. Имущество, которое передается унитарной компании, зачисляется непосредственно на баланс.

В дальнейшем владелец этого самого имущества не сможет больше пользоваться или распоряжаться им.

Собственник, а также учредитель в одном лице обязан;

  • Утвердить устав по унитарному предприятию;
  • Назначить директора;
  • Ликвидировать или заняться реорганизацией по причине убыточного бизнеса;
  • Контролировать переданное имущество и хранить его в безопасности;
  • Иметь часть прибыли от использования объекта.

Право оперативного управления

Под оперативным управлением понимается возможность, согласно которой предприятие может использовать закрепленное за ним имущество владельца на основании закона РФ. Сюда входят задания, цели и назначение текущего имущества.

Субъектами текущего права бывают как унитарные компании, которые могут быть отнесены к коммерческим , так и созданными учреждениями собственников, которые можно отнести к некоммерческим компаниям.

Помимо этого, собственник имеет возможность ликвидировать, а также реорганизовывать созданные учреждения без особого согласия.

Источники хозяйственного права

Под источниками права понимаются юридические акты разнообразных государственных органов, в которых содержатся текущие нормы законодательства. Все зависит от текущей юридической силы, источников хозяйственной возможности и так далее. Их можно разделить на три базовые категории:

  • Акты, предназначенные для субъектов Российской Федерации;
  • Для властей местного значения;
  • Федеральных властей;
  • Властей бывшего СССР.

Принципы хозяйственного права

Основные принципы по хозяйственному праву считаются основополагающие начала, которые распространяются целиком на комплекс правовых мер. Именно это способствует регулированию текущей деятельности. Для подобной отрасли присутствуют следующие принципы:

  • Созданные для целенаправленного воздействия для того, чтобы достичь общий интерес по хозяйственной деятельности субъектов;
  • Равноправие субъектов, вне зависимости от текущей степени правовых отношений;
  • Экономической свободы, в том числе присвоение дополнительных бонусов для предпринимательской деятельности относительно компаний;
  • Принцип на основании добросовестной конкуренции. Сюда относится и защита от недобросовестности и монополизма;
  • Принцип законности. Речь идет об экономической эффективности в отношении интересов государств, а также общих интересов иных лиц и запретов закона.

Отличия право хозяйственного ведения и оперативного управления

Хозяйственное ведение означает то, что вам передано имущество для ведения дальнейшей деятельности. В будущем вы можете использовать его по своему усмотрению. Можете продать или распоряжаться. Однако решение принимается не самостоятельно, а вместе с органами управления предприятия.

Под оперативным управлением понимается предоставление вещи, которая может быть передана в пользование на определенный срок. То есть, нельзя распоряжаться ее, продавать и так далее.

Регистрация права хозяйственного ведения недвижимого имущества

Статья 131 ГК РФ рассказывает о регистрации и ведении по недвижимому объекту. Для начала все необходимо зарегистрировать в Едином государственном реестре. Сюда относятся и сделки, которые должны быть совершены.

Как гласит статья 8 ГК РФ, право на имущество, которое подлежит непосредственно государственной регистрации, возникает с момента по соответствующим на него условиям, если другое не предусматривается законодательством.

Зарегистрировать деятельность с чужими объектами может каждый владелец, если собственник предоставит соответствующую возможность.

  • Как согласовать вывеску?Разместили рекламу своего бизнеса на фасаде здания или крыше? Вам придется ее зарегистрировать. Необходимо, чтобы…

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных): (2 3,50 из 5)
Загрузка…

Источник: https://classomsk.com/predprinimatelskoe-pravo/chto-takoe-xozyajstvennoe-vedenie-i-operativnoe-upravlenie.html

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления отличия

Отличие хозяйственного ведения от оперативного управления таблица. Право оперативного управления

хозяйственного ведения и оперативного управления (по ГК РФ)

Право хозяйственного ведения и оперативного управления являются вещными правами. Сущность вышеназванных в Гражданском кодексе РФ (далее по тексту – ГК РФ) регламентируется применительно к созданным на основе данных прав юридических лиц. Поэтому, основные черты вышеуказанных будут анализироваться применительно к видам юридических лиц, создающимся на их основе.

Итак, на основе хозяйственного ведения создаются государственные и муниципальные унитарные предприятия, а на основе оперативного управления – казенные предприятия и учреждения.

Портал Юристъ — Ваш успех в учебе и работе!

Имущество может принадлежать лицу не только на праве собственности, но и на основании ограниченных вещных прав.

Лицо, имеющее вещные права на имущество, использует его не только в соответствии с законом, но и с указаниями собственника, поэтому его вещное, в отличие от собственности, ограничено, поскольку имущество, составляющее объект вещного, принадлежит на праве собственности другому лицу.

Ограниченные вещные имеют следующие особенности:

1) предоставляют лицу возможность владеть, пользоваться и распоряжаться чужим имуществом;

2) носят производный и зависимый характер по отношению к праву собственности;

3) их содержание ограниченно по сравнению с собственности;

4) защищаются теми же средствами и способами, что и собственности, в том числе и против самого собственника;

5) переход собственности на имущество к другому лицу не является основанием для прекращения иных вещных прав на это имущество.

В соответствии со ст.216 ГК РФ важнейшими вещными правами наряду с собственности являются:

хозяйственного ведения имуществом (ст.294 ГК РФ);

оперативного управления имуществом (ст.296 ГК РФ);

право пожизненного наследуемого владения земельным участком (ст.265 ГК РФ);

постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст.268 ГК РФ);

сервитуты (ст.274, 277 ГК РФ).

На праве хозяйственного ведения, согласно ст.294 ГК РФ, имущество принадлежит государственным и муниципальным унитарным предприятиям, которые владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, определяемых Гражданским кодексом РФ и иным действующим законодательством.

Право хозяйственного ведения и оперативного управления

Кроме собственности, в гражданских правоотношениях существуют и ограниченные вещные права – когда лицо имеет возможность пользоваться имуществом, принадлежащим другому лицу.

К таким ограниченным правам относятся хозяйственного ведения и оперативного управления.

В таких правоотношениях всегда два участника – пользователь недвижимого имущества (юридическое лицо) и собственник указанного имущества, который закрепил его за пользователем.

Возникли такие ограниченные вещные в период Советского Союза, когда вся собственность была закреплена за публичным субъектом власти (государством), а управляли ей доверенные юридические лица.

11.8 хозяйственного ведения, право оперативного управления

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления составляют особую разновидность вещных, неизвестную развитому законодательству.

Это — вещные юридических лиц по хозяйственному и иному использованию имущества собственника.

Они призваны оформить имущественную базу для самостоятельного участия в гражданских правоотношениях юридических лиц-несобственников, что невозможно в обычном, классическом имущественном обороте.

Появление и сохранение этих вещных прав в российском праве связано с существованием планово-регулируемой, государственной экономики.

Тема 4

Одним из видов коммерческих организаций являются также государственные и муниципальные унитарные предприятия, правовое положение которых определено ГК РФ, а также Федеральным законом от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ (в ред. от 02.07.2010 г.) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Согласно п. 1 ст. 2 указанного Закона унитарным предприятиемпризнается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

Источник: http://juristi-online.ru/pravo-hozyajstvennogo-vedeniya-i-pravo-operativnogo-upravleniya-otlichiya-28094/

Право оперативного управления и хозяйственного ведения: принципы, сходство, отличия

Отличие хозяйственного ведения от оперативного управления таблица. Право оперативного управления

Право оперативного управления и хозяйственного ведения выражает абсолютное субъективное гражданское или вещное право.

Непосредственные участники приобретают благодаря данным юридическим элементам выгоду для удовлетворения своих интересов. ГК РФ главой 19 регламентирует право оперативного управления и хозяйственного ведения.

Акт утверждает, что средствами можно пользоваться и распоряжаться, после того как недвижимость пройдет государственную регистрацию.

Термины юриспруденции

Под вещным правом следует понимать определенные действия граждан в юридическом статусе, когда они используют чужое имущество. Возникновение правоотношений происходит между фигурантами:

  • пользователем недвижимости;
  • владельцем, если он закрепил свои материальные средства за определенным заведением.

Предназначение права оперативного управления и хозяйственного ведения установлено регистрацией, чтобы создать положение пользователей, которые не принадлежат к владельцам, но для них формируется правовое поле. Тогда они смогут принимать участие в управлении.

К носителям таких возможностей принадлежат компании унитарного типа. В хозяйственном ведении заняты фирмы с государственным и муниципальным статусом. К оперативному управлению принадлежат компании казенного типа. Отличают право оперативного управления и хозяйственного ведения составом правомочий, их пользователи приобретают на недвижимость от владельцев.

Российское законодательство предоставило существование ограниченным правовым формам по двум показателям. Права собственности хозяйственного ведения и оперативного управления служат производными, зависимыми от обладателей, они не существуют без взаимной связи. В чем и есть особенность их юридической специфики.

Государство существует в условиях плановой регулируемой экономики, которое нашло место вещным правам. Страна владеет основной массой имущества, она не желает его терять, но не всегда может им распоряжаться. Поэтому созданы госбюджетные заведения, где закреплена собственность с наличием ограничительных рамок, чтобы управлять.

Интересные факты

Право хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом получило официальное название в 1960 году.

Позже, после изменения государственного строя, вещные права попали под юрисдикцию Гражданского кодекса РФ. В статье 299 упоминается об использовании доходов от унитарных предприятий.

Развитие рыночной экономики способствовало этому. С появлением сильного частного сектора стали видны недостатки, прежде скрытые системой.

Основным минусом в подобной деятельности служат злоупотребления юридических лиц полномочиями для получения выгоды, которые предоставила им экономическая свобода.

Владелец прибыли не получает, она достается фирме. Права хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом разрешают осуществлять контроль над ситуацией.

Собственник может проследить, как с его закрепленным владением поступает пользователь.

Особенности права хозяйственного ведения и оперативного управления заключены в законодательной форме. Она предоставляет собственнику возможность сохранять свои права на недвижимость, отдавать вещи для самостоятельного использования новому субъекту.

При этом хозяйственное ведение подразумевает:

  • принадлежность материальных средств его владельцу по закону;
  • неделимость недвижимости;
  • категорию муниципальных унитарных и государственных предприятий;
  • возможность федеральных органов закрепить имущество за казенным предприятием;
  • оперативное управление предприятием руководителем.

Когда унитарное предприятие получает в свое владение недвижимость, по факту у собственника нет возможности его использовать и распоряжаться им. С долгами рассчитывается тот субъект, который их создал, при условии, что в это время он пользовался закрепленным капиталом.

Возможности владельца

Вид права хозяйственного ведения, оперативного управления предоставляет владельцу возможности:

  • назначать директоров, утверждать уставы;
  • ликвидировать, реорганизовывать учреждения, после чего они изымаются с соблюдением интересов кредиторов;
  • контролировать способы использования имущества;
  • проверять деятельность;
  • получать причитающуюся прибыль.

Каждое мероприятие должно осуществляться в соответствии с правовыми нормативами и законодательными актами. Собственник должен дать согласие на продажу недвижимости, передачу его третьей стороне. Процедура с хозяйственным ведением будет в силе, когда публичный собственник передает его другому владельцу.

Признаки особого управления

Права хозяйственного ведения и оперативного управления отличия имеют в показателях. Хотя они представляют некоторые ограничения, но во время хозяйственного ведения замечено значительное освобождение. Казенные заведения занимаются оперативным управлением, они, не нарушая закон, могут:

  • распоряжаться;
  • пользоваться;
  • владеть недвижимостью.

Такими объектами становятся предприятия в статусе:

  • коммерческом;
  • казенном или унитарном;
  • компании, финансируемые собственником с некоммерческой структурой.

Владелец может:

  • создавать объекты с оперативным управлением;
  • определять объемы правоспособности;
  • утверждать документы;
  • назначать руководителей.

Ликвидация и реорганизация учреждений происходит без согласия руководства. Собственниками даются указания об использовании предприятиями. Они могут направлять объекты в нужных для него интересах, распределять по фондам. Если будет замечено, что средствами распоряжаются не по назначению, их изымают. Владельцам даны возможности на распоряжение доходными средствами обособленными методами.

Способы реализации

Правом хозяйственного ведения и оперативного управления является ограничение во взаимоотношениях, их установил российский законодатель. ГК РФ в статье 216 указывает на ведение собственности участниками, если они не принадлежат к владельцам.

Это можно узнать из развернутой характеристики, ее дают статьи 294 – 300 ГК РФ. В нормативах уменьшено количество субъектов, ограничено содержание по сравнению с прежними законодательными актами.

В статье 294 говорится, что государственные или муниципальные учреждения могут распоряжаться публичной собственностью в пределах правовых норм. Законодательное положение подтверждает отсутствие других форм владения. Создается оно решением уполномоченных государственных органов.

У собственника нет ответственности по обязательствам организации, существование которой обеспечивает извлеченная прибыль. Унитарные предприятия сохранены законом, если они причастны к имуществу:

  • запрещенному для приватизации;
  • обеспечивающему национальную безопасность;
  • решающему социальные задачи.

В правительстве РФ не видят причин для увеличения подобных организаций. Намерение законодателей провести:

  • реорганизацию;
  • ликвидацию;
  • продажу имущественных комплексов.

Какой найден выход?

Властные органы создают из закрепленной недвижимости федеральные казенные компании. Подобное отношение оправдывают чрезмерными полномочиями, которые имеют носители прав государственной собственности.

У государства нет возможностей контролировать все унитарные предприятия, где замечены неоднократные злоупотребления самостоятельным управлением. У госорганов ограничены правовые полномочия во вмешательство в деятельность подобных учреждений.

В правительстве не уверены, что замена унитарного заведения на казенное или формы управления решат проблемы. Экономисты считают, что контролировать руководство казенного предприятия проще, но они увеличивают хозяйственные операции.

Руководство такой формы управления фирмой может распоряжаться только продукцией, изготовленной ее специалистами. Вещные права могут прекратиться по порядку, предусмотренному законом, если имеются основания.

Представление о муниципальных объектах

Этот вид владения принадлежит к самостоятельной публичной форме. Где муниципальные организации являются субъектами. Управляют объектами органы, принадлежащие:

  • к представительным;
  • местному самоуправлению;
  • заведениям, у которых есть закрепленные материальные средства под оперативным управлением.

К ним принадлежит:

  • местный бюджет;
  • внебюджетный фонд;
  • недвижимость;
  • земля и ресурсы;
  • жилищные фонды;
  • образование;
  • здравоохранение;
  • культура.

Объектами данного уровня решают вопросы местного значения:

  • жилищные;
  • коммунальные;
  • социальные.

Основания для возникновения прав на муниципальную собственность бывают общегражданскими и специальными. Средства поступают от собранных налогов, приватизации или природных ресурсов.

Источник: https://FB.ru/article/460394/pravo-operativnogo-upravleniya-i-hozyaystvennogo-vedeniya-printsipyi-shodstvo-otlichiya

Право оперативного управления

Отличие хозяйственного ведения от оперативного управления таблица. Право оперативного управления

28 октября 2015 59528 Право хозяйственного ведения и право оперативного управления в ГК РФ — это вещные права лиц, не являющихся собственниками. В данном материале постараемся разобраться с тем, что представляют собой право хозяйственного ведения и право оперативного управления, в чём их различия.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления в ГК РФ

Какие организации признаются субъектами права хозяйственного ведения и за кем закрепляется имущество на праве оперативного управления

Что является объектами хозяйственного ведения и оперативного управления

Пределы осуществления права хозяйственного ведения имуществом

Какие ограничения предполагает право оперативного управления по ГК РФ

Отличия хозяйственного ведения от оперативного управления: таблица

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления в ГК РФ

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления являются вещными правами. Они урегулированы гл. 19 ГК РФ.

Субъект права хозяйственного ведения обладает всеми правомочиями, составляющими право собственности, однако данные правомочия, согласно ст. 294–295 ГК РФ, ограничены волей собственника.

Лицу, которое владеет объектами на праве оперативного управления, также предоставляются права владения, пользования и распоряжения (как и в случае с правом хозяйственного ведения имуществом) в ограниченном объеме. Подробнее эти ограничения будут рассмотрены ниже.

Отметим, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их госрегистрации (абз. 2 п. 5 постановления пленума Верховного суда РФ № 10, пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010).

Какие организации признаются субъектами права хозяйственного ведения и за кем закрепляется имущество на праве оперативного управления

К субъектам права хозяйственного ведения относятся только унитарные предприятия (ГУП, МУП).

На праве оперативного управления имущество закрепляется за частными, автономными, бюджетными учреждениями, казенными предприятиями.

Лица, владеющие правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления, не приобретают имущество в связи с отсутствием одного из важных оснований к применению приобретательной давности — владения имуществом как своим собственным, что подразумевает отношение лица к имуществу как к своему. Разумеется, получив вещь от собственника на ограниченном вещном праве, субъект не считает ее своей. Данное положение подтверждается судебной практикой.

В качестве примера приведем постановление ФАС Дальневосточного округа по делу № А51-8234/2011 от 06.03.2012. В рамках данного дела истец-учреждение просил установить факт владения имуществом в порядке приобретательной давности.

В удовлетворении требования было отказано. Суд указал на то, что данный способ приобретения прав на имущество не может использоваться заявителем.

Обладая статусом учреждения, он не мог становиться собственником находящегося в его ведении имущества.

Что является объектами хозяйственного ведения и оперативного управления

Объект данных вещных прав — имущество.

При этом имущество является объектом указанных прав независимо от того, передано ли оно собственником или относится к плодам, продукции и доходам от его использования (п. 2 ст. 299 ГК РФ).

В хозяйственное ведение и оперативное управление передаются движимые и недвижимые вещи.

Пределы осуществления права хозяйственного ведения имуществом

Право хозяйственного ведения предполагает следующие ограничения (закреплены ГК РФ и федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ):

  • распоряжение недвижимостью — по разрешению собственника (имеется в виду как продажа, так и залог, аренда, совершение иных сделок);
  • распоряжение движимыми вещами и недвижимостью не должно лишать субъекты возможности осуществлять уставную деятельность.

Какие ограничения предполагает право оперативного управления по ГК РФ

По ГК РФ право оперативного управления является более узким, чем право хозяйственного ведения. Установленные ограничения имеют разный объем в зависимости от того, какому субъекту передано на праве оперативного управления имущество и каким учредителем данный субъект создан.

Указанное вещное право доступно только для 3 форм юридических лиц: казенных предприятий (разновидность ГУП, МУП), учреждений и автономных учреждений. Причем ширина полномочий учреждений различается в зависимости от того, созданы они частным лицом или государством (РФ, регионом), муниципальным образованием.

Общие для всех субъектов ограничения:

  • потребность в разрешении собственника для продажи недвижимости и особо ценных движимых вещей;
  • право собственника изъять любое имущество, переданное в оперативное управление.

Единого понятия особо ценного движимого имущества не существует: его устанавливают ведомственными распоряжениями и положениями (примерный критерий отнесения к «особо ценному» — невозможность осуществления без этого имущества уставной деятельности).

Наиболее жесткие требования действуют для казенных учреждений и предприятий.

Казенные учреждения не могут распоряжаться без дозволения собственника любым имуществом; доходы от ведения деятельности казенному учреждению не принадлежат, а направляются в бюджет.

Казенное предприятие также лишено неограниченного права распоряжения имуществом; доходы его распределяет собственник имущества без учета мнения предприятия.

Бюджетное учреждение вправе самостоятельно продать вещь, когда имущество закрепляется на праве оперативного управления, если эта вещь является движимой и не относится к особо ценным.

Автономное учреждение также не способно распоряжаться имуществом в оперативном управлении, зато вправе распределять доходы и тратить прибыль в целях своей уставной деятельности. Сходные ограничения установлены и в отношении частного учреждения.

Отличия хозяйственного ведения от оперативного управления: таблица

Право хозяйственного веденияПраво оперативного управления
1. Субъекты
Государственные или муниципальные унитарные предприятияКазенные предприятия, частные, бюджетные, автономные учреждения
2. Являются ли субъекты коммерческими организациями?
ДаНет (исключение — казенные предприятия)
3. Распоряжение движимым имуществом
Без ограничений (за исключениями, предусмотренными законом или иными правовыми актами)Ограничено либо частично ограничено в отношении отдельных видов имущества
4. Распоряжение доходом, полученным от использования имущества в хозяйственном ведении или оперативном управлении
Не ограниченоОграничено целями деятельности и указанием в учредительных документах (исключение — казенные предприятия)

Таким образом, право хозяйственного ведения и право оперативного управления различаются по ряду параметров.

С точки зрения налагаемых ограничений субъектам права хозяйственного ведения предоставлено больше свободы. Указанные права являются вещными.

Однако они ограничены в пользу собственника имущества, поскольку возникают на основании изданного им акта, то есть являются производными от права собственности.

RusЮрист Вперед Читайте по теме 07 июля 2016 5106 0 Все новое и интересное для юриста — в нашей e-mail рассылке! Юрист? Присоединяйся, обсуждай, спрашивай — в наших группах!

Право управлять

Четверг, 10 Января 2019 года Издаётся с марта 1930 года Общество Недавно в эфире одной из городских телекомпаний состоялся крупный разговор на тему “Кто в доме не хозяин”.

Представители управляющих компаний, коммунальных служб, Государственной жилищной инспекции, муниципальные чиновники во главе с мэром Сергеем Кузнецовым на полном серьезе обсуждали, почему в городе так много управляющих организаций и ТСЖ и сколько их нужно, чтобы в жилищно-коммунальном хозяйстве Новокузнецка наконец был порядок.

Большинство высказалось за то, что на такой город, как наш, хватит 40-50 компаний и товариществ собственников жилья (вместо 300 с лишком ныне существующих). И достаточно.

Правда, никто из присутствующих не сказал, что конкуренции не выдерживает и готов добровольно с рынка уйти… Еще бы! Кажется, не было пока в истории Новокузнецка случая, когда управляющая компания сама, “по-честному”, признала себя неспособной управлять жилфондом: заключать договоры на обслуживание, выдавать отчеты о выполнении работ и, конечно, собирать денежки с населения.

Последнее любая УК оставляет себе “на сладкое” и ни за что от такого удовольствия не откажется. А вот с остальным сложнее. И работы проводятся не всегда вовремя и аккуратно, без перерасхода средств, и отчеты такие, что хоть плачь. Вот жильцы и плачут. И жалуются: мол, эта компания нам не подходит, не ровен час, по миру пустит. Нужна другая.

А какую компанию выбрать, чтобы дело знала, работать умела и, главное, честная была и порядочная? Если у жильцов душа болит за дом и его состояние, они могут выбирать до бесконечности: все-таки компаний очень много. есть только неофициальный — по сведениям самих же собственников и их субъективным оценкам.

И даже несмотря на негативные отзывы о той или иной компании, путь в сферу ЖКХ для нее не закрывается. Ведь чтобы прийти на рынок, достаточно зарегистрировать компанию, а потом подыскать подрядчика, который будет по договору выполнять весь объем работ — от замены лампочек в подъездах до аварийного обслуживания.

“Управляйке”-посреднику же останется назначить тариф на оплату услуг управления. И хотя по закону считается, что главный “регулятор” деятельности управляющих компаний — собственник жилья, на деле он остается чуть ли не самым беспомощным участником процесса.

Большие надежды возлагались на саморегулируемые организации, в которые войдут управляющие компании и сами будут карать коллег за нерадивость и недобросовестную работу. Однако премьер-министр Медведев сам недавно признал, что идея самоконтроля в ЖКХ себя не оправдала.

Недостаточно действенным оказался этот метод: может, самокритичности управленцам не хватает или ссориться с собратьями по цеху не решаются, прощая им все оплошности. Поэтому родилась новая мысль — ввести обязательное лицензирование управляющих организаций.

Вопрос о разработке соответствующего законопроекта активно обсуждается — несмотря на то, что затея не очень нравится экспертам, собственникам жилья и, естественно, совсем не нравится представителям управляющих организаций.

Первые полагают, что необходимость создания нового государственного органа для выдачи лицензий (или наделение новыми полномочиями старого, что, в принципе, одно и то же) неизбежно даст новую возможность для коррупционных махинаций. Вторые уверены, что ничем хорошим лицензирование УК жильцам не грозит.

“Это лицензирование ничего не даст! — уверена председатель совета дома № 12 на улице Куйбышева Лилия Дешкович. — Вот, допустим, получили они лицензии — и что? Сразу обзавелись высококвалифицированными сотрудниками? Да они же ради экономии нанимают самых низкоквалифицированных.

А чтобы получить лицензию, просто купят им нужные “корочки”, и проблема решена…” Наталья Волкова, собственник жилья в доме № 8 на улице Грдины: “Мы хотели бы иметь рынок, где у нас была бы возможность выбора. Но лицензия — это еще не гарантия добросовестного обслуживания дома.

Бывает, маленькая компания всегда к услугам жильцов, как семейный доктор, и без всякой лицензии может работать добросовестно. Договор с ней — на основе доверия. Одобрение жильцов, их оценка — большая гарантия. А стоимость лицензии неизбежно ляжет на тариф для собственников. С учетом обстановки в стране, масштаба коррупции считаю, это будет очередная золотая жила.

Так что минусов в лицензировании больше, чем плюсов”. Необходимость получать лицензию может стать неприятным обстоятельством и для управляющих компаний. Если процедура будет такой жесткой, как обещают авторы идеи, то компании неизбежно столкнутся с нехваткой квалифицированных кадров.

Министерство труда и социальной защиты даже разработало профессиональный стандарт для специалистов в сфере управления жилищным фондом. Хотя этот документ в случае его принятия будет носить лишь рекомендательный характер, если уровень профессиональной подготовки сотрудников управляющей компании не будет соответствовать стандартному, компания может остаться без лицензии. Причем, согласно стандарту, специалист УК должен быть “как рыба в воде” в закоулках нормативно-правовой базы, санитарных норм и вопросов энергоэффективности. Да еще иметь профильное образование. Для руководителя — обязательно высшее. С этим как раз все сложно. Потому что вузы не готовят таких специалистов. И даже если они начнут подготовку по специализациям для жилищно-коммунального хозяйства в ближайший год, ждать результата придется пять лет. Впрочем, думаю, есть и другие способы побыстрее получить квалифицированные кадры для ЖКХ. Например, переобучение тех, кто имеет смежные специальности, или подготовка по ускоренным программам. Но в любом случае даже эти меры потребуют много времени и, конечно, средств. Вряд ли вузы в состоянии быстро перестроиться, найти преподавателей, разработать учебные программы, подготовить базу для практической работы… Похоже, тонкостей в нашей системе жилищного хозяйства куда больше, чем кажется разработчикам идеи создания армии профессионалов для ЖКХ. Одно ясно: если введения лицензирования управляющих организаций не избежать, то за право работать на рынке придется платить. И не только управляющим компаниям, но и собственникам жилья. Еще неизвестно, кому больше. Но, по-видимому, других способов навести порядок в этой сложной, капризной, трудно поддающейся “дрессировке” сфере ЖКХ государство пока не нашло…

Источник: https://rebuko.ru/pravo-operativnogo-upravleniya/

Право хозяйственного ведения и оперативного управления

Отличие хозяйственного ведения от оперативного управления таблица. Право оперативного управления

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления в ГК РФ

Какие организации признаются субъектами права хозяйственного ведения и за кем закрепляется имущество на праве оперативного управления

Что является объектами хозяйственного ведения и оперативного управления

Пределы осуществления права хозяйственного ведения имуществом

Какие ограничения предполагает право оперативного управления по ГК РФ

Отличия хозяйственного ведения от оперативного управления: таблица

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления в ГК РФ

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления являются вещными правами. Они урегулированы гл. 19 ГК РФ.

Субъект права хозяйственного ведения обладает всеми правомочиями, составляющими право собственности, однако данные правомочия, согласно ст. 294–295 ГК РФ, ограничены волей собственника.

Лицу, которое владеет объектами на праве оперативного управления, также предоставляются права владения, пользования и распоряжения (как и в случае с правом хозяйственного ведения имуществом) в ограниченном объеме. Подробнее эти ограничения будут рассмотрены ниже.

Отметим, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их госрегистрации (абз. 2 п. 5 постановления пленума Верховного суда РФ № 10, пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010).

Какие организации признаются субъектами права хозяйственного ведения и за кем закрепляется имущество на праве оперативного управления

К субъектам права хозяйственного ведения относятся только унитарные предприятия (ГУП, МУП).

На праве оперативного управления имущество закрепляется за частными, автономными, бюджетными учреждениями, казенными предприятиями.

Лица, владеющие правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления, не приобретают имущество в связи с отсутствием одного из важных оснований к применению приобретательной давности — владения имуществом как своим собственным, что подразумевает отношение лица к имуществу как к своему. Разумеется, получив вещь от собственника на ограниченном вещном праве, субъект не считает ее своей. Данное положение подтверждается судебной практикой.

В качестве примера приведем постановление ФАС Дальневосточного округа по делу № А51-8234/2011 от 06.03.2012. В рамках данного дела истец-учреждение просил установить факт владения имуществом в порядке приобретательной давности.

В удовлетворении требования было отказано. Суд указал на то, что данный способ приобретения прав на имущество не может использоваться заявителем.

Обладая статусом учреждения, он не мог становиться собственником находящегося в его ведении имущества.

Что является объектами хозяйственного ведения и оперативного управления

Объект данных вещных прав — имущество.

При этом имущество является объектом указанных прав независимо от того, передано ли оно собственником или относится к плодам, продукции и доходам от его использования (п. 2 ст. 299 ГК РФ).

В хозяйственное ведение и оперативное управление передаются движимые и недвижимые вещи.

Пределы осуществления права хозяйственного ведения имуществом

Право хозяйственного ведения предполагает следующие ограничения (закреплены ГК РФ и федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ):

  • распоряжение недвижимостью — по разрешению собственника (имеется в виду как продажа, так и залог, аренда, совершение иных сделок);
  • распоряжение движимыми вещами и недвижимостью не должно лишать субъекты возможности осуществлять уставную деятельность.

Какие ограничения предполагает право оперативного управления по ГК РФ

По ГК РФ право оперативного управления является более узким, чем право хозяйственного ведения. Установленные ограничения имеют разный объем в зависимости от того, какому субъекту передано на праве оперативного управления имущество и каким учредителем данный субъект создан.

Указанное вещное право доступно только для 3 форм юридических лиц: казенных предприятий (разновидность ГУП, МУП), учреждений и автономных учреждений. Причем ширина полномочий учреждений различается в зависимости от того, созданы они частным лицом или государством (РФ, регионом), муниципальным образованием.

Общие для всех субъектов ограничения:

  • потребность в разрешении собственника для продажи недвижимости и особо ценных движимых вещей;
  • право собственника изъять любое имущество, переданное в оперативное управление.

Единого понятия особо ценного движимого имущества не существует: его устанавливают ведомственными распоряжениями и положениями (примерный критерий отнесения к «особо ценному» — невозможность осуществления без этого имущества уставной деятельности).

Наиболее жесткие требования действуют для казенных учреждений и предприятий.

Казенные учреждения не могут распоряжаться без дозволения собственника любым имуществом; доходы от ведения деятельности казенному учреждению не принадлежат, а направляются в бюджет.

Казенное предприятие также лишено неограниченного права распоряжения имуществом; доходы его распределяет собственник имущества без учета мнения предприятия.

Бюджетное учреждение вправе самостоятельно продать вещь, когда имущество закрепляется на праве оперативного управления, если эта вещь является движимой и не относится к особо ценным.

Автономное учреждение также не способно распоряжаться имуществом в оперативном управлении, зато вправе распределять доходы и тратить прибыль в целях своей уставной деятельности. Сходные ограничения установлены и в отношении частного учреждения.

Отличия хозяйственного ведения от оперативного управления: таблица

Право хозяйственного ведения

Право оперативного управления

1. Субъекты

Государственные или муниципальные унитарные предприятия

Казенные предприятия, частные, бюджетные, автономные учреждения

2. Являются ли субъекты коммерческими организациями?

Да

Нет (исключение — казенные предприятия)

3. Распоряжение движимым имуществом

Без ограничений (за исключениями, предусмотренными законом или иными правовыми актами)

Ограничено либо частично ограничено в отношении отдельных видов имущества

4. Распоряжение доходом, полученным от использования имущества в хозяйственном ведении или оперативном управлении

Не ограничено

Ограничено целями деятельности и указанием в учредительных документах (исключение — казенные предприятия)

Таким образом, право хозяйственного ведения и право оперативного управления различаются по ряду параметров.

С точки зрения налагаемых ограничений субъектам права хозяйственного ведения предоставлено больше свободы. Указанные права являются вещными.

Однако они ограничены в пользу собственника имущества, поскольку возникают на основании изданного им акта, то есть являются производными от права собственности.

Источник: https://rusjurist.ru/pravo_sobstvennosti/pravo_hozyajstvennogo_vedeniya/pravo_hozyajstvennogo_vedeniya_i_operativnogo_upravleniya/

В юриста
Добавить комментарий