Какие есть суды в рф таблица. III. Судебная система РФ. Что собой представляет судейское сообщество

Судебная система РФ: классификация судов и требования к судьям

Какие есть суды в рф таблица. III. Судебная система РФ. Что собой представляет судейское сообщество

Судебную систему РФ образует совокупность судов по всей стране, которые призваны поддерживать правопорядок. Принципы своей деятельности судебные органы черпают из Конституции РФ.

Правомерность действий судов определяет ФЗ «О судебной системе Российской Федерации».

  • Конституционный суд
  • Верховный суд
  • Арбитражные суды
  • Высший арбитражный суд (ВАС)
  • Федеральный арбитражный и апелляционный суды
  • Третейский суд
  • Мировые судья
  • Военные суды
  • Принципы судебной системы
  • Судьи

Классификация

Судебная система РФ (нажмите для увеличения)

Это разделение судов носит территориальный характер. Власть строиться по принципу пирамиды.

Большей компетенцией наделен высший аппарат управления (федеральные суды). Ему подчиняются и имеют меньше полномочий суды области, района, города.

Разделение можно провести и по функциональным особенностям на:

  • федеральные суды (общей юрисдикции);
  • конституционный суд.

Конституционный суд

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов,но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать,

как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам:

8 (499) 703-51-45 — Москва
8 (812) 309-51-95 — Санкт-Петербург
8 (800) 333-45-16 (доб. 604) — Россия (общий)

или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта!

Все консультации у юристов бесплатны.

Такая классификация отличается тем, что отделяет судопроизводство конституции от дел общей юрисдикции.

Этот суд контролирует насколько соответствуют конституции:

  • международные контракты и государственные договоры;
  • принципы конституций республик и уставы;
  • ФЗ, нормативные акты правительства;
  • нормативные акты субъектов РФ и законы.

В федеральном конституционном законе прописаны разрешенные действия КС. Компетенция упраздняется лишь внесением исправлений в конституцию. Уставный (конституционный) суд субъектов распространяет свою власть в границах субъекта РФ. Проверяет соответствие местных законодательных документов конституции РФ.

Верховный суд

Гражданские отношения, административные проступки, уголовные правонарушения курирует ВС Российской Федерации.

Будучи высшим звеном в системе, рассматривает дела уже прошедшие нижестоящие областные, городские и другие суды. Обычно это происходит с целью надзора за деятельностью судов субъектов.

Однако, ВС может вести дела из разряда общей юрисдикции, если они касаются деятельности:

  1. Высшей экзаменационной комиссии.
  2. ЦИК РФ.
  3. Высшей квалификационной коллегии судей.
  4. СМИ.
  5. Политических партий.
  6. Общественных объединений.

Также в его юрисдикции оспаривание ненормативных и нормативных актов. Помимо этого решает экономические разногласия органов субъектов РФ с органами федерального значения.

Обратите внимание: существует три инстанции, отличающиеся друг от друга видом деятельности.

  1. Первая инстанция курирует дела по факту совершенного правонарушения.
  2. Кассационная (вторая) инстанция ведет деятельность по контролю за правомерностью выдвинутых обвинений инстанций первого суда.
  3. Надзорная инстанция допустима при пересмотрении дел в исключительных случаях.

Одно дело может одновременно рассматриваться как в первой, так и в высших инстанциях.

Высший арбитражный суд (ВАС)

Регулирует споры в экономических отношениях между юр. лицами и индивидуальными предпринимателями, федеральными единицами и субъектами РФ.

Так как состоит в высшем звене, контролирует деятельность подвластных судов субъектов. В компетентность ВАС входят:

  1. Отстаивание интересов граждан, занимающихся деятельностью предпринимателя.
  2. Восстановление прав организаций и граждан, ведущих экономическую деятельность.
  3. Защита от возможных посягательств на экономические права граждан.
  4. Регулирование экономических процессов.

Рассматривает экономические разногласия административного характера и гражданского. К гражданским экономическим спорам относятся:

  • о разногласиях по заключенному договору;
  • об изменении пунктов договора или его расторжении;
  • о несоблюдении обязанностей сторон;
  • о решении присвоения права на собственность;
  • об имущественных разногласиях.

Административные споры:

  • оспаривание нормативных актов в отношении предпринимателя;
  • административные правонарушения со стороны ИП или Юр. Лица;
  • о взыскании задолжностей, штрафных санкций, налогов с организации, ведущей экономическую деятельность.

Также арбитраж занимается обанкротившимися и несостоятельными организациями.

Федеральный арбитражный и апелляционный суды

Ведет экономические дела, прошедшие низшие инстанции без нужного результата.

Здесь рассматриваются новые возникшие обстоятельства.

Верховенствует над федеральным апелляционным судом и арбитражем субъектов РФ.

Разбирает дела вторично в случае возникновения разногласий по делу.

Это происходит при несогласии одной из сторон с принятым в арбитражном федеральном или региональном суде решением.

Тогда подается заявление о пересмотрении дела. С помощью дополнительных сведений, не известных ранее суду, дело может принять другой исход.

Третейский суд

Коммерческая организация на базе арбитражного суда, решающая хозяйственные разногласия гражданских и юридических лиц, юридических лиц между собой.

Стороны, решившие прибегнуть к помощи третейского судьи, подписывают соглашение о передачи дела в данную инстанцию. Предприниматели обращаются в эту организацию для более быстрого разрешения возникшего спора, к тому же стороны сами выбирают проверенного судью, которому доверяют.

Третейские суды бывают:

  • созванные сторонами для разрешения частного случая;
  • образованные на постоянной основе для решения любых конфликтов, возникших между двумя экономическими субъектами.

Несмотря на коммерческую основу, третейский суд вправе разбирать любые дела:

  • гражданские;
  • экономические споры;
  • принимать по поводу урегулирования конфликта решения.

В случае несогласия одной стороны с вынесенным постановлением, дело переходит в арбитражны суд по месту расположения третейского суда.

Мировые судья

Ближе всего к народу. Занимается регулированием общественных отношений.

Обычно дела в первую очередь проходят именно эту инстанцию. Мировой судья относится к судам районов и городов, стоящие в начале судебной системы.

Законодательный орган конкретного субъекта РФ назначает мирового судью на пост, либо его выбирают путем местного ания.

К кандидату выставляются следующие требования:

  1. Диплом о высшем юридическом образовании.
  2. Возраст не менее 25 лет.
  3. Стаж 5 и более лет.
  4. Не ведет депутатскую деятельность.
  5. Не зарегистрирован как ИП.

Судья может занимать пост 5 лет. По окончанию срока службы он вправе подать повторную заявку. Исполнять судебную службу можно не более 70 лет. В период службы судья разбирает дела:

  1. Уголовные, с наказанием не более трех лет заключения.
  2. О разводе, если стороны не имеют разногласий по поводу того с кем останутся дети.
  3. О разделе имущества, совместно приобретенного в браке.
  4. Другие дела о семейных разногласиях (кроме дел, касающихся родительских прав).
  5. Об отношениях между работодателем и работником.
  6. Об имущественных отношения между гражданами РФ.

Военные суды

Отдельный слой в судебной сфере, т.к. курирует дела только в военной сфере. Носит территориальный характер, образуется в местах локации армии.

Военная коллегия служит здесь высшим органом. Суды военных округов и групп войск образуют среднее звено. Регулирует отношения Вооруженных сил РФ, а именно:

  1. Защищает права и свободы военнослужащих, подвергшихся неправомерным действиям со стороны военных начальников.
  2. Уголовные преступления, содеянные военнослужащими.
  3. Административные в отношении военнослужащих дела.
  4. Дела о возмещении нарушенных прав.
  5. Обжалование увольнений с военной должности, в случае неправомерности принятого решения.
  6. Дисциплинарные проступки.

Принципы судебной системы

В России правосудие возможно благодаря общим принципам ведения судебных дел. К ним относятся принципы:

  • легитимности;
  • неделимости;
  • независимости;
  • презумпции невиновности;
  • открытости судопроизводства;
  • равенство каждого перед законом (судом);
  • исполнения правосудия только судом;
  • состязательности;
  • соблюдения прав и свобод;
  • обязательности принятых решений.

Судьи

Судья — должностное лицо, выполняющее правосудие от лица государства. Деятельность судей в России регламентируется конституцией. Судья ни от кого не зависит, выносит решения только в согласии с законом.

От претендента на пост судьи требуется:

  1. Гражданство Российской Федерации.
  2. Не должен быть замечен в нарушении закона, иметь уголовных проступков.
  3. Не допускается к должности иностранный гражданин, либо гражданин РФ с видом на жительство заграницей.
  4. Должен быть дееспособным.
  5. Не должен быть замечен в клиниках, осуществляющих лечение наркоманов, алкоголиков, психических расстройств.

Возраст и опыт также являются неотъемлемым критерием на роль судьи. Судьей не может стать человек младше 25 лет. Минимальный опыт работы юристом 5 лет для получения поста судьи субъектов РФ.

Полезно знать: для занятия самой высокой должности судьи Конституционного суда нужно проработать в юриспруденции 15 лет и быть не младше 40 лет.

Отбирают претендента на пост судьи конкурсным путем. Для этого будущий судья обращается с заявлением присвоить ему соответствующую должности квалификацию в экзаменационную комиссию. Важно наличие юридического диплома, необходимого опыта, достижения удовлетворяющего возраста.

При соответствии всем требованиям, к заявлению прилагается перечень необходимых документов. Экзаменационная комиссия не может препятствовать в прохождении экзамена, если все правила соблюдены. Когда экзамен пройдет с положительным результатом, кандидат может подать заявление в квалификационную комиссию для рекомендации его к должности.

Таким образом, судебная система РФ имеет четкую классификацию по функциональным обязанностям. Каждое дело рассматривается по специальности и в пределах компетенции суда. Любой гражданин России может получить необходимую помощь в гражданских, семейных, административных отношениях.

О судебной системе РФ смотрите следующее видео:

Внимание!

В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует – напишите вопрос в форме ниже:

Источник: https://pravovik.guru/sudoproizvodstvo/sudebnaya-sistema-rf.html

Судебная система РФ | Российская цивилизация в пространстве, времени и мировом контексте

Какие есть суды в рф таблица. III. Судебная система РФ. Что собой представляет судейское сообщество

Судебная власть –одна из трех самостоятельных ветвей государственной власти, подчиненнойпринципу разделения властей. В такой государственной системе суды связаны сзаконодательной и исполнительной властью обязанностью применять законы и другиенормативные правовые акты, а также процедурой назначения судей на их должности.

При этом судебная власть обладает возможностью отмены законов, указовпрезидента и постановлений правительства, если они будут признаны еюнеконституционными.

Принцип разделения властей важен также для того, чтобывзаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоениюполномочий судебной ветви власти каком-либо иным властным институтом.

Судебная власть в РФосуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленномзаконом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражныхзаседателей.

Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себяосуществление правосудия.

Судебная власть осуществляется на основании принциповравенства перед законом и судом, участия граждан в осуществлении правосудия,гласности в деятельности судов, состязательности, независимости, несменяемости,неприкосновенности судей.

Судебная система РФпредставляет совокупность судебных органов различной компетенции и всехуровней, действующих на территории России.

Назначение судебной системы – защитаконституционного строя РФ, прав и свобод граждан, обеспечение соответствияКонституции РФ актов законодательной и исполнительной власти, соблюдениезаконности и справедливости при исполнении и применении законов, а также иныхнормативных актов.

Законодательнойосновой функционирования судебной системы являются Конституция РФ, Федеральныйконституционный закон «О судебной системе РФ», федеральные законы о высшихсудебных органах РФ и иных федеральных судах, устанавливающие компетенцию,порядок образования, структуру и основные функции этих судов.

  • Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Поскольку Россия по виду государственного устройства является федеративным государством, в ней действуют следующие суды, составляющие судебную систему РФ.
  • Федеральные суды: Конституционный суд, Верховный суд, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
  • Суды субъектов РФ: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Эта структурасудебной системы РФ установлена Законом о судебной системе. В зависимости откомпетенции судебную систему РФ можно представить следующим образом:

  • Конституционная юстиция. Она включает Конституционный суд РФ, а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным судом.
  • Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т.д.). Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений.
  • Арбитражные суды. В эту систему входят федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров.

Провозглашаянаряду с системой федеральных судов существование судов субъектов Федерации,Закон о судебной системе исходит из единства судебной системы РФ, котороеобеспечивается:

  • установлением судебной системы Конституцией и Федеральным конституционным законом;
  • применением всеми судами Конституции РФ, федеральных законов, принципов и норм международного права и международных договоров РФ, конституций (уставов)_ и других законодательных актов субъектов РФ;
  • соблюдением всеми судами и судьями правил судопроизводства, установленных федеральными законами, а также применением Конституции РФ  и других законов;
  • признанием обязательности исполнения на всей территории России судебных постановлений, вступивших в законную силу;
  • закреплением подчиненных и иных взаимосвязей в иерархии судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
  • обеспечением единого статуса судей;
  • финансированием федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Судопроизводствов Конституционном суде, Верховном суде, арбитражных и военных судах ведется нарусском языке, а в других федеральных судах общей юрисдикции может вестисьтакже на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

Судо-производство у мировых судей и в других судах субъектов ведется на русскомязыке либо на государственном языке республики, на территории которой находитсясуд.

Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства,обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо налюбом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугамипереводчика.

Принципы функционирования судебнойсистемы РФ

Основополагающимипринципами судебной системы РФ являются принципах независимости, несменяемостьи неприкосновенность судей, а также гласность, состязательность, равенство.

В целяхсправедливости и беспристрастности осуществления правосудия в РФ законодательнозакреплен и гарантирован принцип независимости судей.

Независимостьсудей, помимо того, что они подчиняются только Конституции РФ и федеральномузакону, обеспечивается и другими гарантиями. Наиболее важные из них закрепленыв Конституции РФ:

  • несменяемость судей;
  • неприкосновенность;
  • возможность привлечения к уголовной ответственности в порядке, определяемом федеральным законом.

Независимостьсудьи обеспечивается также запретом вмешательства в деятельность поосуществлению правосудия, вынесением судебного решения с соблюдением тайнысовещательной комнаты.

Финансированиесудов производится только из федерального бюджета и должно обеспечиватьвозможность полного и независимого осуществления правосудия. Заработная плата(денежное  содержание) судьи не может быть уменьшена в течение всего временипребывания его в должности.

Судья имеет правона отставку – почетный уход с должности но собственному желанию. При этом заним сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности ипринадлежность к судейскому сообществу.

Независимость судей гарантируется такжепредоставлением им за счет государства материального и социального обеспечения.Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства.

Органы МВД обязаны принять необходимые меры к обеспечению их безопасности.

Несменяемостьсудей – одна из гарантий их независимости от исполнительной изаконодательной власти. Несменяемость судьи означает, что он не подлежитпереводу на другую должность или в другой суд без его согласия, а егополномочия могут быть приостановлены или прекращены не иначе как по основаниями в порядке, установленным федеральным законом.

Неприкосновенностьсудей – необходимое условие предотвращения какого-либо воздействия насудей, а также недопущения ущемления их прав при отправлении ими правосудия.

Однако неприкосновенность судей не должна вести к нарушению принципов равенствавсех перед законом и судом, неотвратимости ответственности за правонарушение ине может являться препятствием для привлечения судьи к ответственности.

Вотношении судьи уголовное дело может быть возбуждено только Генеральнымпрокурором при наличии на это согласия соответствующей квалификационнойколлегии судей. Виновным в совершении преступления судью, как и любого другогогражданина, вправе признать только суд, вынося обвинительный приговор.

Принципгласности судебного разбирательства состоит в том, что суд рассматриваетуголовные и гражданские дела в открытых заседаниях.

Любые граждане могутсвободно войти в зал судебного заседания и находиться в нем во время слушаниядела. Рассмотрение дела в закрытом заседании может допускаться только в случаяхнеобходимости в строгом соответствии с законом.

К таким случаям относитсярассмотрение дел, касающихся охраны государственной тайны.

Разбирательстводела в суде осуществляется на основе принципа состязательности. Это означает,что обвинение отделено от суда, решающего дело. Обвинение и защитаосуществляются сторонами, наделенными равными правами.

Принциправенства всех перед законом и судом означает, что суды не отдаютпредпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам попризнакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной,языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения,имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения,отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, аравно и по другим, не предусмотренным федеральным законом основаниям.

Полномочия судей и требования к ним

Судьями являютсялица, наделенные в соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ  «О статусесудей в РФ» полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанностина профессиональной основе. Судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет,имеющие высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии неменее пяти лет. При этом:

  • судьей Конституционного суда может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет;
  • судьей Верховного Суда может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет;
  • судьей Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда;
  • федерального арбитражного суда округа может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее семи лет;
  • судьей арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

Отбор кандидатов надолжность судьи осуществляется на конкурсной основе.

Председатель суда, вкотором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в соответствующуюквалификационную коллегию судей не позднее чем через десять дней после открытиявакансии.

Квалификационная коллегия судей не позднее чем через десять днейпосле получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии вСМИ с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должностьсудьи.

Любой гражданин,соответствующий вышеперечисленным требованиям, вправе сдать квалификационныйэкзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующуюэкзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена.Квалификационный экзамен на должность судьи принимается экзаменационной комиссией.Следует отметить, что даже сдавшему экзамен кандидату может быть не разрешенозанять судейскую должность, если он допустил «порочащий его поступок».

При том, чтополномочия судьи РФ не ограничены определенным сроком, законом предусмотренпредельный возраст пребывания в должности судьи (за исключением судейКонституционного суда) – 65 лет.

Прокуратура РФ как гарантсоблюдения законности

Прокуратура как системе органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением КонституцииРФ, законов, действующих на территории РФ, занимает особое место в организацииправопорядка и соблюдения законности в РФ.

Прокуратура РФиграет активную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересовобщества и государства, укрепление законности и правопорядка, способствуястановлению и развитию демократического правового государства.

Осуществляягосударственный надзор за исполнением законов на всей территории РФ, органыпрокуратуры принимают меры, направленные на обеспечение единства законности инезыблемости правопорядка, устранение нарушений закона и привлечение виновных кответственности, восстановление нарушенных прав граждан и организаций.

Прокуратурепосвящена Ст. 129 Конституции РФ. Однако необходимо знать, что, несмотря на то,что эта статья включена в главу «Судебная власть», это не делает прокуратурусубъектом судебной власти, поскольку таковым в соответствии с Конституциейможет быть только суд.

Полномочия,организация и порядок деятельности прокуратуры определяются Федеральным законом«О прокуратуре РФ». В этом законе закреплены задачи и функции органовпрокуратуры, принципы ее организации и деятельности, порядок формирования,основы службы в органах прокуратуры.

В соответствии с Конституцией РФпрокуратура составляет единую централизованную систему с подчинениемнижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Генеральныйпрокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности СоветомФедерации по представлению Президента РФ.

Источник: http://xn----ptblgjed.xn--p1ai/node/2673

Органы судейского сообщества. Судебная система РФ – схема

Какие есть суды в рф таблица. III. Судебная система РФ. Что собой представляет судейское сообщество

Такая тема, как судейское сообщество, является более чем актуальной, поскольку касается непосредственно самих судов, причем всех уровней и видов. Эта структура позволяет оказывать необходимое влияние и осуществлять профессиональный контроль соблюдения требований законодательства.

Судебная система РФ: схема

Для понимания рассматриваемой темы есть смысл уделить внимание информации общего характера.

В России, как и во многих других государствах, власть разделена на несколько ветвей: судебную, исполнительную и законодательную. И если говорить о первой из них, то нужно отметить, что она осуществляется посредством четырех ключевых направлений судопроизводства. Это:

– конституционное;

– уголовное;

– административное;

– гражданское.

Таким образом, под судопроизводством стоит понимать форму реализации правосудия. Вся эта сфера формируется и действует в рамках порядка, имеющего четкие формальные границы, которые учитывают осуществление как обязанностей, так и процессуальных прав судей.

Судебная система РФ, схема которой относительно проста, имеет горизонтальное и вертикальное разделение власти. Горизонталь данной структуры формируют три ключевые ветви системы: арбитражный, Конституционный суд, а также суды общей юрисдикции. В основе такого разделения лежит существенное различие специфики каждого из направлений.

Для ясного описания вертикального разделения судебной системы подойдет данная таблица.

Органы судейского сообщества

Данная терминология используется для определения профессионального территориально-организационного объединения лиц.

Стоит понимать, что само сообщество, как и его органы, является формой самоуправления, а также механизмом, обеспечивающим независимость лиц, действующих в судебной сфере.

При этом данное социальное явление достаточно новое и поэтому нуждается в постоянной оценке и – в случае необходимости – изменении.

Есть смысл отметить и тот факт, что органы судейского сообщества РФ являются необходимой структурой для полноценного выражения интересов самих судей. Достигается эта цель посредством постановки определенных задач:

– контроль поведения, равно как и соответствия требованиями, которые были предъявлены судьям;

– участие в ресурсном, кадровом и организационном обеспечении деятельности судебного сегмента;

– при фиксации нарушений, привлечение к ответственности согласно закону.

На данный момент все еще остается необходимость в совершенствовании механизма правового регулирования института судейского сообщества, определении его роли в общем механизме власти и закреплении правового статуса.

Что касается участия в сообществе, то его членами признаются все судьи, со стороны которых была принесена присяга. Выход из данной структуры возможен лишь по причине принятого решения о прекращении полномочий.

Но возможно исключение, которое стоит учитывать. Речь идет о почетном удалении в отставку.

В такой ситуации членство сохраняется, что дает возможность привлекать такого судью к работе, но, разумеется, с его предварительного согласия.

Особенности формирования

Органы судейского сообщества РФ (в дальнейшем ОСС)могут быть сформированы и впоследствии действовать только на основании федеральных конституционных законов и в полном соответствии с ними.

Есть несколько направлений деятельности, которые можно определить в качестве их основных функций:

– прежде всего сообщество должно гарантировать тот факт, что будут выполнены все требования, которые указаны в Кодексе судейской этики;

– квалифицированная защита прав, которыми обладают судьи, а также их интересов, определенных ФЗ;

– профессиональное содействие в процессе улучшения судопроизводства как такового;

– участие в обеспечении всех ресурсов, необходимых для ключевой деятельности – ресурсной, кадровой и организационной.

Эти задачи дают представление о том, зачем нужны в принципе ОСС и какое влияние они оказывают на судебную систему.

Приоритеты в деятельности

На последнем Всероссийском съезде была оценено состояние и деятельность органов сообщества. На основе этой аналитики участники съезда определили приоритетные направления активности ОСС и государственных органов. Суть приоритетов сводится к следующему:

– Необходимо укрепить самостоятельность и независимость судов, поскольку они играют важную роль в процессе взаимодействия последних с органами исполнительной и законодательной власти. Причем данная цель актуальна как для местных, так и центральных структур.

– Органы судейского сообщества должны уделять внимание процессу совершенствования уголовно-процессуального законодательства. Также необходимо грамотно организовать сокращение порядка, который применяется для судебного следствия.

– Состязательность процесса является достаточно важной гранью судебной деятельности, поэтому также заслуживает внимания ОСС.

– В определенных изменениях нуждается процессуальное арбитражное и гражданское законодательство. В нем должны быть прописаны все актуальные на данный момент процедуры, позволяющие проводить грамотное досудебное урегулирование споров.

– Не менее актуальным является стабильное обеспечение судов как материально-техническими ресурсами, так и финансовыми средствами.

– Еще одно направление, в рамках которого должны работать органы судейского сообщества – это укрепление самой системы путем организованного притока работников аппарата и квалифицированных кадров как таковых.

– Вопрос безопасности судей и охраны судов не теряет своей актуальности, а поэтому нуждается в полноценном решении. Помимо этого, остается необходимость в развертывании повсеместной работы отделений, являющихся частью судебной системы. Необходимо и совершенствование процесса рассмотрения дел, которые есть не что иное, как неизбежное следствие административно-правовых отношений.

Как можно заметить, судейское сообщество ориентировано на достижение многих актуальных задач. Именно для этого оно и формирует те органы, о которых идет речь в этой статье.

Это, в свою очередь, указывает на тот факт, что государство заинтересовано в качественной и квалифицированной работе судов, которые смогут обеспечить эффективное решение различных вопросов в рамках действующего законодательства.

Что собой представляет судейское сообщество

Данная терминология используется для описания структуры, которая формируется из судей федеральных судов всех уровней и видов. Сюда относятся судьи субъектов РФ. Все вместе они составляют судебную систему России.

Именно такое сообщество позволяет грамотно организовывать и контролировать деятельность судей по всей территории Российской Федерации.

Рассматривая данный вопрос, можно сказать, что это сообщество является фактически судейским корпусом, который наделен организационными началами. Помимо контроля деятельности своих членов, такая структура ориентирована и на решение многих других задач. Таким образом, сфера ответственности и компетенции рассматриваемой структуры значительно шире, чем простой контроль.

Именно для того, чтобы указанные цели достигались эффективно и были сформированы различные органы судейского сообщества. Деятельность последних регулируется соответствующим законодательством, которое, тем не менее оставляет достаточно свободного пространства для комплекса необходимых действий.

Это дает возможность применять гибкий подход в процессе выполнения всех актуальных задач.

Законодательная база

Объединение судей в форме сообщества имеет под собой ясное правовое основание, ключевым элементом которого является закон «О судебной системе Российской Федерации». Если говорить более конкретно, то это статья 29.

Именно в ней содержится информация о том, что судьи, являясь представителями одной из ветвей власти, имеют право на выражение собственных интересов.

Для этих целей в определенном законом порядке и формируется судейское сообщество, а также определяются грани его компетенции.

Этот факт говорит о том, что подобное объединение действует в рамках четкой регламентации, поэтому возможность самодеятельности исключается.

Закон об органах судейского сообщества полностью определяет все элементы структуры и направления их деятельности в рамках сообщества.

В этой части федерального законодательства рассматривается также вопрос членства, образования ключевых органов и принципы организации объединения судей.

Более того, внимание уделяется таким темам, как полномочия, определение регламентов и обеспечение всех органов, имеющих отношение к сообществу. Как можно заметить, к регулированию и развитию судейской власти государство подходит основательно.

Это, в свою очередь, дает гражданам надежду на проявление высокого профессионализма в деле судопроизводства.

Система органов судейского сообщества

Для того чтобы иметь ясное представление о том, как работает такая большая структура, нужно обратить внимание на элементы, из которых она состоит. При этом у каждого из них есть своя функция и ряд четко определенных полномочий.

Итак, органами судейского сообщества являются следующие инстанции:

– Всероссийский съезд.

– Высшая экзаменационная комиссия, которая занимается приемом квалификационного экзамена у тех, кто претендует на должность судьи.

– Совет судей РФ, избираемый Всероссийским съездом.

– Общие собрания.

– Конференция судей, работающих на территории субъектов РФ.

– Квалификационная коллегия (существует также высшая форма данного органа и те коллегии, которые занимаются территорией субъектов РФ).

– Советы судей, имеющих отношение к субъектам РФ.

– Экзаменационные комиссии судей, действующих на территории региона, являющегося субъектом РФ.

Всю эту структуру определяет закон об органах судейского сообщества.На его основании регламентируются любые грани деятельности. Исходя из описанной выше информации, можно выделить ключевые виды органов, из которых состоит само сообщество:

– квалификационные коллегии;

– съезд;

– конференция;

– общие собрания;

– экзаменационные комиссии;

– советы судей.

Такое распределение полномочий позволяет эффективно организовывать и контролировать различные направления деятельности сообщества и сохранять их в рамках, определенных действующим законодательством.

Высший орган судейского сообщества

Рассматриваемая структура (ОСС) призвана реализовать грамотную работу представителей одной из ключевых ветвей власти в стране. Она, в свою очередь, также нуждается в грамотном управлении. Эта важная миссия доверена совету судей Российской Федерации. Свои функции данный орган сообщества выполняет в период между Всероссийскими съездами.

Если посмотреть на трудовые будни совета, то можно будет с уверенностью утверждать, что он занимается всеми вопросами, касающимися сообщества. Исключение составляют те грани деятельности, которые касаются вопроса квалификации, этим занимаются соответствующие коллегии.

Поскольку высшим органом судейского сообщества является совет судей РФ, ему для эффективной деятельности необходимо грамотное распределение полномочий. По этой причине в этом органе на постоянной основе определены 6 секций, специализирующихся на следующих направлениях:

– вопросы правового положения и статуса судей;

– финансы;

– связи с теми органами судейского сообщества, которые находятся в регионах, а также должностными лицами и государственными, международными юридическими и общественными организациями;

– вопросы совершенствования законодательства и судебной практики;

– организационно-кадровая работа.

Статус главного приоритета в деятельности совета отводится процессу объединения судейского сообщества и грамотной координации всех его действий.

Квалификационные коллегии

Эта категория органов сообщества судей отвечает за те задачи, которые не входят в сферу ответственности совета. Если обратить внимание на ФЗ об органах судейского сообщества, а точнее, на статью 18, касающуюся вопроса статуса, то можно выделить следующие грани деятельности коллегий:

– проведение аттестации судей и присвоение им определенной квалификации;

– прекращение или приостановление полномочий;

– обеспечение для судей неприкосновенности, другими словами, их защита;

– грамотный отбор кандидатов, способных достойно исполнять обязанности судьи;

– прекращение отставки.

Для того чтобы выбрать квалификационную коллегию собирается Всероссийский съезд. При этом на данном мероприятии должно присутствовать не менее трети от общего количества судей, состоящих в сообществе. Высшую квалификационную коллегию могут быть выбраны представители всех видов судов: военного, арбитражного общего и др.

Стоит отметить и тот факт, что ание во время съезда имеет тайный формат.

Для того чтобы все элементы сообщества могли полноценно выполнять свои функции действующее законодательство четко определило полномочия органов судейского сообщества. Они подробно описаны в соответствующей части ФЗ. В качестве примера можно привести несколько пунктов из раздела, касающегося Высшей квалификационной коллегии. Этот орган имеет право на:

– Проведение проверки информации о поведении судьи, не соответствующем кодексу, которая была опубликована в СМИ. Эти действия позволяют предотвратить подрыв авторитета судейской власти.

– Рассмотрение заявок кандидатов на любые должности внутри системы.

– Объявление в СМИ информации о том, что появились вакантные места на ключевых позициях в судах различных категорий.

– Решения, касающиеся прекращения или приостановления полномочий Председателя Верховного суда РФ.

– Осуществление квалификационной аттестации судей.

– Присвоение высших и первых квалификационных классов и др.

Как можно заметить, перечень полномочий не только имеет четкие границы, но и фактически является детальной картиной функциональных обязанностей конкретного органа сообщества.

Итоги

Судебная система РФ все еще нуждается в изменениях и контроле деятельности судей на различных уровнях.

Государство, в свою очередь, сделало шаг в сторону стабильных улучшений, создав сообщество, которое регулирует и формирует работу одной из ключевых ветвей власти в стране.

Источник: https://FB.ru/article/270020/organyi-sudeyskogo-soobschestva-sudebnaya-sistema-rf---shema

Понятие и общая характеристика судебной системы РФ, ее структура. Суды федеральные и суды субъектов РФ

Какие есть суды в рф таблица. III. Судебная система РФ. Что собой представляет судейское сообщество

Cудебная система – совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленны­ми перед ними задачами и целями.

Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118 ко­торой, в частности, сказано:

“1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом…
Судебная система Российской Федерации устанавливается Кон­ституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается”.

Для уяснения сложившейся к настоящему времени судебной сис­темы важное значение имеют также положения ст. 125-127 Консти­туции РФ. Они четко определяют место, занимаемое высшими суда­ми в судебной системе в целом, а вместе с этим и место всех других подчиненных им судов.

В ст. 125 определен статус Конституционного Суда РФ и сформулированы его задачи и цели как судебного органа, при­званного контролировать конституционность законов и иных право­вых актов. Этот суд занимает особое место.

Ему напрямую не подчиня­ются никакие суды, в том числе конституционные (уставные) суды субъектов РФ, хотя его решения могут иметь существенное значение для всех судов страны и тем самым влиять в целом на судебную прак­тику, а равно практику других правоохранительных органов.

Что касается Верховного Суда РФ, о котором говорится в ст. 126 Конституции Российской Федерации, то ему отведено несколько иное место. У него есть свои подсистемы судов. В отношении судов, входящих в соответствующие подсисте­мы, он осуществляет судебный надзор за их деятельностью и даёт им разъяснения по вопросам судебной практики.

Структура судебной системы

Структура судебной системы в целом определяется предписания­ми не только Конституции РФ, но и Закона о судебной системе, а также ряда других законодатель­ных актов:

  • Закона о судоустройстве;
  • Закона об арбитражных судах;
  • Закона о военных судах;
  • Закона о мировых судьях.

Подсистемы (блоки) федеральных судов:

  1. Конституционный Суд РФ;
  2. Верховный Суд РФ и суды, в отношении которых он осуществляет судебный надзор:
    • федеральные суды общей юрисдикции;
    • федеральные арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ занимает обособленное по­ложение среди федеральных судов. По сказанному в ст. 125 Консти­туции РФ видно, что у этого суда свои специфические задачи и что он не осуществляет надзора ни за какими феде­ральными судебными органами. Он также не надзирает ни в коей мере за конституционными (уставными) судами субъектов РФ.

В ведение судов судов общей юрисдикции (ст. 126 Конституции РФ) передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разре­шаемых в судебном порядке. Часто их называют “гражданскими”, “гражданскими (общими) ” или  “общими (гражданскими)” судами.

Особую ветвь судов общей юрисдикции образуют военные суды. Их не относят к числу гражданских (общих) судов, поскольку они “осу­ществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба” (см. ч. 1 ст. 22 Закона о судебной системе). Эти специализированные суды состоят из:

  • гарнизонных военных судов;
  • окружных (флотских) военных судов;
  • Военной коллегии — одного из основных подразделений Вер­ховного Суда РФ.

Конституция РФ и иное действующее законодательство допуска­ют возможность образования в системе судов общей юрисдикции и иных специализированных судов. Но вопрос о создании конкретных судов такого рода (например, административных судов, судов но де­лам несовершеннолетних, судов по трудовым делам) пока что только обсуждается без каких-то реальных последствий.

Из приведенных конституционных положений и положений назван­ных законодательных актов можно сделать следующий вывод:

  • Правосудие должно осуществляться только су­дебными органами, уполномоченными на это. На них же возлагается выполнение иных полномочий, образующих судебную власть. Другие государственные органы или негосударственные образования — даже те, в наименовании которых присутствуют слова “суд” или “судебный” (например, третейский суд, Международный коммерческий арбитраж­ный суд, Экономический суд СНГ, Судебный департамент при Вер­ховном Суде PФ, суд чести, товарищеский суд) — не относятся к чис­лу органов судебной власти, реализующих полномо­чия судебной власти (правосудие, конституционный контроль, обеспечение испол­нения судебных и других решений и т. д.). Они не являются и не могут быть составной частью судебной сис­темы, в частности, потому, что это противоречило бы  ч. 2 ст. 4 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации”, где сказано, что “в Россий­ской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (ус­тавные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, со­ставляющие судебную систему Российской Федерации”.

Суды федеральные и суды субъектов РФ

Суды в Российской Федерации подразделяют­ся на два вида:

  1. Конституционный Суд Российской Федерации;
  2. Верховный Суд Российской Федерации;
  3. кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
  4. арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

суды субъектов Российской Федерации;

  1. конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации,
  2. мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Вся судебная система Российской Федерации — единое целое. По этому поводу в ст. 3 Закона о судебной системе сказано следующее:

“Единство судебной системы Российской Федерации обеспечива­ется путем:

  • установления судебной системы Российской Федерации Консти­туцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конститу­ционным законом;
  • соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями ус­тановленных федеральными законами правил судопроизводства;
  • применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, обще­признанных принципов и норм международного права и международ­ных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
  • признания обязательности исполнения на всей территории Рос­сийской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
  • законодательного закрепления единства статуса судей;
  • финансирования федеральных судов и мировых судей из федераль­ного бюджета”.

Для обеспечения единства судебной системы принципиальное зна­чение имеет порядок создания и упразднения конкретных судов. В соответствии со ст.

17 Закона о судебной системе этот порядок пред­полагает, что создание и упразднение судов должно происходить не произвольно, по усмотрению местных или каких-то иных государствен­ных органов или должностных лиц, а путем принятия федеральных законов или законов субъектов РФ:

  • высшие судебные органы (Конституционный Суд РФ, Верхов­ный Суд РФ), созданные на основа­нии предписаний Конституции РФ, могут быть упразднены только пу­тем внесения поправок в нее;
  • другие федеральные суды создаются и упраздняются только фе­деральными законами;
  • суды субъектов РФ (конституционные (уставные) суды субъек­тов РФ и должности мировых судей) создаются и упраздняются с со­блюдением требований федеральных законов и законов соответству­ющих субъектов РФ.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-i-obschaya-charakteristika-sudebnoy-sistemi-rf-ee-struktura-sudi-federalnie-i-sudi-subektov-rf

В юриста
Добавить комментарий